Сколько автомобилю нужно тормозов?

Если вы ответите «один», то существенно ошибетесь. И два — тоже неверно. Чтобы люди чувствовали себя в безопасности, ав­томобилю нужно четыре тормоза, четыре тормозных системы.

Расскажем об этом поподробнее. Первая тормозная система — рабочая (основная)—должна обеспечить замедление хода авто­мобиля и его остановку в любой опасной ситуации. Но она может выйти из строя. Ничего страшного. Водитель тут же введет в дей­ствие запасную (аварийную) систему.

Правда, водителю, пусть самому опытному, нужно несколько секунд, чтобы убедиться, что основной тормоз отказал. А секунды промедления могут привести к аварии. Вот почему конструкторы разрабатывают сейчас такую аварийную систему торможения, которая включается автоматически.

Вам, возможно, приходилось видеть, что автомобили, остав­ленные без присмотра, начинают катиться под уклон. Сбивают, людей, калечат встречные машины. Неуправляемая машина страшна. Но этого можно избежать, если вовремя включить стоя­ночный тормоз.

Это уже третья система.

Четвертая — вспомогательная тормозная система (или тормоз-замедлитель). Она включается при движении автомобиля на длин­ных спусках. Использовать рабочую тормозную систему в этих случаях не рекомендуется, так как очень быстро происходит пе­регрев тормозных механизмов.

При длинных спусках у большинства автомобилей осуществля­ется торможение двигателем.

В ряде стран, к примеру, во Франции, Швейцарии, на автобу­сах, которые ходят по горным дорогам, устанавливают замедлите­ли гидравлического или электрического типа.

Юз — секунда до беды

Грузовик резко затормозил. Колеса перестали вращаться. И тут произошло то, что называется дорожным происшествием. Гру­зовик заскользил на неподвижных колесах вбок, ударился бортом в автобус. Зазвенелн азбитые стекла, послышался чей-то крик.

Движение неподвижных колес и называется юзом/Юз задних колес приводит к заносу автомобиля, передних — влечет за собой потерю управляемости.

Опытный шофер знает: юз — секунда до беды, и никогда не станет, особенно если шоссе скользкое, резко тормозить. Да и в сухую погоду юз приносит немало неприятностей. Даже если нет наездов. Резкое торможение с возникновением юза при скорости 140 км/ч может, например, вывести из строя шины.

На всех моделях «Жигулей» устанавливаются регуляторы тор­мозных сил. Они помогают избежать юза, повышают надежность торможения.

Автомобиль остановить сразу нельзя. И это надо всегда пом­нить. Тяжелый грузовик или автобус, мчащийся с большой ско­ростью по шоссе, уже после того как водитель нажал на тормоз, будет двигаться по инерции еще несколько десятков метров. А легковой автомобиль, развивший на шоссе Скорость до 140 км/ч, проедет еще 100 метров, после того как водитель начнет тормо­зить.

Так что при переходе дороги надо быть всегда бдительным, осторожным.

Кузов

О человеке судят прежде всего по одежде, о легковом автомо­биле — по кузову. Насколько он красив, удобен, обтекаем и т. д.

Кузов во многом определяет и название машины. Вы, должно быть, слышали слово «седан»? Кажется, это что-то необыкновен­ное, не так ли? Между тем седаны можно встретить на каждом шагу. Наши «Волги», «Москвичи», «Жигули»— седаны.

Седан — это тип автомобиля с закрытым кузовом на 4—5 пас­сажиров и с двумя или четырьмя дверцами.

При слове «лимузин» в вашем воображении невольно возни­кает большой красивый, как бы стелющийся по шоссе автомо­биль. Лимузины — самые дорогие, самые удобные машины. В них 4—5 мест для пассажиров, кроме того, есть два дополнительных откидных сиденья. Но не только этб отличает их от прочих легко­вушек. У лимузинов непременно должна быть стеклянная перего­родка, отделяющая место водителя от пассажирского салона.

Советский автомобиль типа лимузин — ЗИЛ-111.

«Универсалы» тоже теперь не редкость. Они создаются на ба­зе «Волги», «Жигулей» и других автомобилей. Это довольно вме­стительные машины, имеющие увеличенный объем багажника. Они предназначены для перевозки людей и небольших грузов.

А вот фаэтоны и кабриолеты почти совсем исчезли с наших улиц. Это открытые легковые автомобили. Их увидишь разве на параде на Красной площади да в кино.

Есть и другие типы кузовов.

Сначала кузова мастерили из дерева. Затем появились комби­нированные кузова — из дерева и металла. Переломным оказал­ся год 1928-й. Именно тогда американская фирма «Бодд» приме­нила на легковых автомобилях цельнометаллические кузова.

Теперь они устанавливаются почти на всех легковых автомо­билях. А некоторые фирмы делают кузова из пластмассы.

Пластмассовые кузова обладают важным достоинством — они не подвержены коррозии в любых дорожных и атмосфер­ных условиях. И несомненно, в будущем их станут широко при­менять.
 
Rambler's Top100