От ремня к валу

Попробуем проникнуться мыслями создателей первых авто­мобилей. Вот установлен мотор, навешены колеса. Надо их как-то соединить. Попробовали соединить коленчатый вал с колесами ременной передачей, как это было на станках. Получилась транс­миссия. Автомобиль поехал.

Но не сразу. Прежде надо было запустить двигатель. Автомо­биль приходилось сначала толкать руками или с помощью специ­альных рычагов. Занятие не из приятных, верно?

Водителям автомобилей, особенно молодым, в то время непре­менно наказывали:

— Возьми в дорогу напильник.

Этот инструмент был необходим, потому что шкивы, на ко­торые надевались приводные ремни, время от времени надо было подпиливать.

Улыбаетесь? Конечно, немного смешно. Внесем необходимую поправку: шкивы не подпиливали, а наносили на них дополнитель­ную насечку, делали шероховатыми, чтобы не проскальзывал ре­мень.

Потом изобрели цепную передачу. Она была лучше, хотя тоже имела немало недостатков. И наконец, придумали вал, который шел от коробки передач к заднему мосту. Вал назвали карданным. Вращение его передается колесам с помощью конических шесте­рен, дифференциала и полуосей.

Как переключить скорость?

Вам, вероятно, приходилось наблюдать за работой водителя. Что делают его руки? «Конечно же, лежат на руле»,—скажете вы. Верно, но лишь отчасти! Правая рука водителя очень часто опускается на рычаг. Она двигает его вперед, назад, в стороны. Водитель переключает в пути передачи. То увеличивает, то замед­ляет скорость автомобиля.

Это осуществляется с помощью коробки передач. Устройство это довольно сложное.

Его впервые установил в XVIII веке на повозке-самокатке И. П. Кулибин. С тех пор коробка передач неузнаваемо измени­лась.

Если мы заглянем в современную коробку передач, то увидим там ряд шестерен. С их помощью и меняется скорость движения автомобиля.

Водитель делает рычагом за день сотни движений. Это очень трудно.

А если к этому добавить, что внимание водителя при этом от­влекается от главного — управления автомобилем, то мы поймем, как необходимо вмешательство автоматики.

Первая по-настоящему работоспособная автоматическая ко­робка передач была разработана в 1933 году американской фир­мой «Рио». Несколько лет спустя ее устанавливали на автомоби­лях «Бьюик».

Но истинный успех в этом деле пришел к концерну «Дженерал моторе» в начале второй мировой войны.

Автоматические коробки передач, созданные его конструкто­рами, устанавливались на автомобилях марок «Кадиллак», «Олдс-мобиль» и других.

В нашей стране автоматические коробки передач впервые были установлены на опытной партии автомобилей ТАЗ-21 «Волга». Затем на «Чайке» и ЗИЛ-114.

Тормоза

Есть хорошая поговорка: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Применительно к автомобилю ее можно перефразировать так: «Прежде чем разогнать машину, прикинь, как ее остановить». Для опытного водителя, правда, в этом нет ничего сложного: ведь движения его заучены, многое он делает автоматически.

Сколько лет тормозам? Много. Они применялись еще в каретах, которые везли лошади. А на первых автомобилях тормоза хотя и устанавливались, но использовались редко, ведь скорость, как вы помните, была невелика: 5—12 км/ч.

Но вот скорости начали увеличиваться, и конструкторы стали думать о том, как вовремя остановить автомобиль.

Что собой представляли тормоза лет 60—70 назад? Это были своего рода барабаны, соединенные с колесами. К барабану при­жимались колодки — вращение замедлялось. Автомобиль оста­навливался.

В 1902 году англичанин Ф. Ланчестер изобрел дисковые тор­моза. Впервые их широко применили в бронеавтомобилях. Однако потом целые полвека они были в забвении. Но вот в 1953 году лю­бителей спорта удивил успех английской модели «Ягуар». Эти ма­шины занимали на гонках все первые места. А оборудованы они были дисковыми тормозами.

С тех пор на многих европейских автомобилях стоят тормоза этой конструкции.
Обычно они монтируются на передних колесах. В США ими заинтересовались значительно позднее.

У нас дисковые тормоза ставят на «Жигули», автомобиль ГАЗ-3102 «Волга» и машину большого класса ГАЗ-14 «Чайка».
 
Rambler's Top100