Шнекоходы

Шнекоходами называют винтовые вездеходы. Их винты (шне­ки) состоят из нескольких металлических барабанов с приварен­ными к ним спиральными грунтозацепами. Они-то при движении и зацепляются за грунт или снег. И вездеход продвигается вперед.

Новинка? Не совсем так. Шнековый движитель был создан еще в 1900 году русским изобретателем Ф. Дергинтом. Он думал с его помощью передвигать сани. Кстати, на изобретение был выдан патент.

В 20-е годы советские конструкторы создали более совершенные шнековые вездеходы.

Более совершенные — это не значит, что вполне приемлемые.ля массового производства. До этого дело не дошло. Шнековые йашины хоть и обладали высокой проходимостью, но были мало­устойчивы, ненадежны в управлении.

1 Прошли десятилетия. Конструкторы вспомнили о шнековых вездеходах. На ЗИЛе построили транспортер ШН-1. В болотистых и заснеженных местах он оказался весьма полезным средством передвижения и перевозки грузов.

В Горьковском политехническом институте под руководством профессора А. Ф. Николаева и С. В. Рукавишникова изгбтовле-1но несколько моделей шнекоходов. Одну из них — ГПИ-72 — еще называют машиной-пилой. Она предназначена для помощи заст­рявшим во льдах судам. Подходит такой шнекоход, включает мощную фрезу (пилу) и начинает разрезать возле судна крепчайший лед.

Машины подобного типа незаменимы в затонах, где зимуют корабли, при проводке судов в суровых северных условиях.

Шнековые экспериментальные вездеходы появились в Англии, затем в Японии.

Японский вездеход имеет не два, а четыре шнека. Они могут работать в любом сочетании, например три в движении, один выключен, или наоборот.

Что это дает? Да прежде всего — высокую маневренность. Японский вездеход может с равным успехом двигаться не только •вперед или назад, но и вбок.

Автомобиль скользит по воздуху

В.1954 году произошло событие, которое всколыхнуло многие умы. Да и можно ли было остаться равнодушным? Молодой Изобретатель завел мотор, и небольшой автомобиль плавно, нет, поехал, а поплыл над полом. Да и на чем ему было ехать? Модель оказалась без колес.

Вы недоумеваете? Спешим все объяснить. Автомобиль двигал на воздушной подушке, а его изобретателем был студент Геннадий Туркин.

В модели находился маленький компрессор, он и нагнетал под [дно машины сжатый воздух.

Туркин не смог продолжить работу: он скоропостижно умер. Использовать воздушную подушку пытались еще в середине прошлого века. А принадлежала эта идея коллежскому асессору.

Иванову. Мы не знаем, каким он был, тот канувший в небытие чиновник. Да это и не главное. Главное в другом — его мысль в конце концов позволила сделать открытие.

Представим себе осень 1853 года. Дождь, слякоть. По тротуару в длинной шинели и высокой фуражке бредет с тростью под мышкой чиновник. В департаменте, куда он неоднократно обра­щался с просьбой рассмотреть его проект, наконец-то удостоили его труд вниманием и... отказали. «За недостатком средств...»— было написано на его прошении.

В царской России всегда хватало денег на парады, дворцовые празднества и прочие увеселения. А вот на бумагах с дельными предложениями умельцев часто появлялась резолюция: «Отказать за неимением средств».

Но будем объективны. Что изменилось бы, появись на проше­нии Иванова другая резолюция? Судьба изобретения ведь зависит от технических возможностей своего времени.

Люди, опередившие свое время,— зачастую фигуры трагиче­ские. Но в них есть нечто романтическое, прекрасное. Это своего рода рыцари. Предчувствуя всю безнадежность начатого дела, они тем не менее работали. Они прокладывали путь к открытиям других.

В 1882 году шведский изобретатель К. Г. Лаваль испытывал устройство для подачи сжатого воздуха под судно. Опыты окон­чились неудачей.

Французы Э. Жерар и Ш. Терше в начале нашего века пыта­лись создать железнодорожный вагон на воздушной подушке.

И наш великий ученый К. Э. Циолковский, много сделавший для развития космонавтики, внес свой вклад в теорию, которая помогла в дальнейшем создать движитель на воздушной подушке.

Ряд ценных опытов провел профессор Новочеркасского поли­технического института В. М. Левков. Под его руководством было даже построено судно на воздушной подушке. С помощью этого судна хотели спасать папанинцев, зимовавших на льдине в Север­ном Ледовитом океане. Судно доставили к намеченному месту на ледоколе «Ермак», но оно вышло вскоре из строя при столкновении с торосом.

А потом о воздушной подушке на время забыли. И наконец подвился талантливый Туркин.

Он, как вы помните, успел создать лишь небольшую модель. А вот американцы вскоре построили уже настоящий автомобиль на воздушной подушке. Скажем точнее, автомобильчик. Он быст­ро двигался, но оказался совершенно не приспособлен для пре­одолений хотя бы малейших препятствий.

" Английский /конструктор Кокерелль сделал автомобиль на воздушной подушке с мотором мощностью 435 л. с. Он мог развить скорость 60 км/ч. Эта машина несколько раз пересекала Ла-Манш.

Эксперименты продолжаются. Есть данные, позволяющие развивать, что скорость автомобилей на воздушной подушке можно довести до 300 км/ч.

" Автомобили на воздушной подушке пока себя не оправдали, поскольку небольшой бугор или другое препятствие для них назывались непроходимыми, другое дело — суда на воздушной душке. Но это уже иная тема.

Автомобили-вертолеты и автомобили-самолеты


Мысль создать вертолет приходила ученым в головы еще в средние века.

М. В. Ломоносов сделал действующую модель вертолета в XVIII веке.

Ломоносов мечтал о том времени, когда летательные аппараты смогут поднимать на большую высоту самопишущие метеороло­гические приборы.

Сейчас, когда вертолет стал весьма распространенным видом транспорта, конструкторы все чаще задумываются, нельзя ли создать автомобиль-вертолет. В обычных условиях он движется как автомобиль, но встретилось препятствие, скажем, река, озеро, гора, р автомобиль взмывает вверх, он стал вертолетом.

Над созданием подобных машин сейчас работают во многих Странах мира.

Так, один из американских аппаратов — это одновременно и джип и вертолет.

Автомобиль-самолёт тоже в принципе может быть создан. В научно-фантастических книгах и кинофильмах он уже давно стал реальностью. А в жизни?

, Исследования в этой области ведутся уже много лет. В чем главная сложность? Да прежде всего в возможности быстрой трансформации, т. е. переделке автомобиля в самолет и обратно. На самом деле, ведь не пустишь же автомобиль с крыльями по шоссе. Значит, их надо в короткое время сложить.

И вот, кажется, успех: человек выполняет переоборудование «молета в автомобиль за пять минут. Крылья его легко складываются и буксируются на прицепе. А возникло впереди препятствие — крылья распрямляются, и лети куда хочешь. ! Первый летающий автомобиль был создан в США в 1939 году.

Но энтузиасты продолжали настойчиво создавать летающие ав­томобили. В 1946 году Б. Фултон построил двухместный автомо­биль, развивающий в полете скорость 180 км/ч. В 1954 году после 20-летней работы М. Тейлор построил летающий автомобиль «Аэрокар». Чтобы превратить автомобиль в самолет, следовало установить крылья и винт. Эти операции один человек выполнил за несколько минут.

В 1973 году был создан уже более совершенный автомобиль-самолет «Мизари» с использованием шасси и кузова автомобиля «Форд-Пинто». А затем в США началось промышленное произ­водство летающих автомобилей.

Американская компания «Дженерал моторе» предлагает поку­пателям летающие автомобили «Роудлейн» двух типов.

Одна модель оснащена мотором мощностью 40 л. с, вес Ма­шины 272 кг. На земле она развивает небольшую скорость — 40 км/ч, но в воздухе значительно большую — 96 км/ч.

На все переоборудование уходит 30 минут. Крылья складыва­ются по бокам машины.

Вторая машина более совершенна. У нее два двигателя. Один работает на земле, другой — в воздухе.

Установка и укладка крыльев механизированы.

Перенесемся мысленно в 200... год. Вам предстоит поездка в Москву. Вы берете такси, с большой скоростью по магистрали без перекрестков мчитесь за город. Шофер (он же пилот) нажимает на какие-то кнопки, сбоку выпускаются крылья, сзади — хвостовое оперение, и вот вы уже в воздухе.

Полчаса помета, и вы в Москве... Складываются крылья, уби­рается хвостовое оперение, такси мчится по Садовому кольцу. И никаких пересадок. Удобно, не правда ли?

В настоящее время создано несколько типов летающих авто­мобилей. Это автомобили-самолеты, автомобили-вертолеты и авто­мобили на воздушной подушке.

 
Rambler's Top100