В снежных просторах

Блестящие идеи могут прийти в голову многим. Но вот осу­ществить их дано не каждому. Нужны знания, определенные тех­нические навыки.

Всеми этими качествами, очевидно, и обладал французский механик А. Кегресс, приехавший в Россию в начале XX века Он работал в гараже, и его сердце ныло при виде стоящих в по­мещении автомобилей: в снегу и грязи они были бы просто бес­помощны. «Как помочь им?—задумался Кегресс—А что, если превратить автомобиль в полугусеничный вездеход?»

Сказано — сделано? Нет, все было намного сложнее. После долгих поисков, расчетов и опытов Кегрессу удалось создать на базе легкового «Мерседеса» первый в мире полугусеничный ав­томобиль. Это было в 1909 году. 45-сильный снегоход начал прокладывать дорогу в зимнем поле.

Через несколько лет талантливый механик изготовил новые образцы снегоходов уже на шасси «Руссо-Балта». Они испытывались на льду Невы и показали не только хорошую проходимость, \ но и довольно неплохую скорость — 60 км/ч. Схема их устройства •г была проста: передние колеса ставились на лыжи, вместо зад-г- них — гусеницы.

j 31 мая 1914 года Кегрессу был выдан патент на изобретение. V Правда, раньше это называлось привилегией. Итак, привилегия. № 26751. Изобретение получило весьма витиеватое название: «Привилегия на автомобиль-сани, движущиеся посредством бес-v конечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворот-, ными полозьями на передней оси».

Как вы уже, должно быть, поняли, «бесконечные ремни с на­жимными роликами»— это гусеницы.

А в 1915 году, когда шла первая мировая война, Путиловский завод получил специальный заказ на переоборудование части броневиков и легковых автомобилей в полугусеничные машины.

Любопытная деталь: в немецкой армии тоже широко исполь­зовались полугусеничные бронетранспортеры. Но... в годы второй мировой войны.

Более 200 автосаней и полугусеничных броневиков было изго­товлено за два года (1916—1917). В дальнейшем они применялись как вооружение в Красной Армии.

В 1921 году путиловцы, переоборудовав «Роллс-Ройс», пода­рили В. И. Ленину автосани на «кегрессах», так тогда называли гусеницы (под передними колесами были лыжи). Ленин мог ездить зимой из Горок в Москву в автосанях.

На мотонартах за город


Полугусеничные автомобили совершенствовались. Советские и французские вездеходы испытывались в 1932 году в песках Ка­ракумов. Им по силам было преодоление самых крутых бар­ханов.

В 60-е годы стало бурно развиваться производство снегоходов. '.Особенно в таких северных странах, как Швеция, Норвегия, Канада. Много их выпускают в США.
даже в Италии и Японии (совсем не северных странах) ( Создают снегоходы.

Вот две цифры, которые говорят о многом. Если в 1965 году американские фирмы выпустили немногим больше 50 000 снегордов, то к концу 70-х годов свыше миллиона. В Канаде ведущая по производству снегоходов фирма выпускает более десяти разновидностей снегоходов, от строходных легких мотонарт до мощных мототягачей.

Что такое мотонарты? Это сани, приводимые в движение мото­ром.

Мотонарты обычно имеют гусеницы и лыжи.

Одному из авторов этих строк как-то пришлось участвовать в испытаниях нового образца мотонарт около г. Горького.

По снежному полю, изрезанному неглубокими овражками, мчалась, все увеличиваясь в размерах, оранжевая точка

Теперь машина отлично просматривалась: обтекаемая, фор­мой напоминающая коляску мотоцикла, со слегка приподнятой широкой лыжей, она шла по снегу как по асфальту.

— Эх, хорошо бы на такой прокатиться!— воскликнул один из наблюдателей.

Профессор СВ. Рукавишников, руководитель испытаний, стоявший неподалеку, сухо проговорил:

— Прокатиться? Пустое. Наши мотонарты для дела нужны. Представляете: Сибирь, тундра, и снега, снега... Как преодолеть их?.. Мотонарты нужны охотникам, геологам, строителям, поч­тальонам. Для жителей Севера они просто необходимы!

Легкие снегоходы, которые изготавливаются за рубежом и в нашей стране («Буран», «Лайка»),—все гусеничного типа; это обеспечивает высокую проходимость, но они расходуют много топлива. Например, «Буран» расходует 25—30 литров бензина на 100 км пути.

Причина — немалый вес таких снегоходов и большие потери на трение в движителе.

А нельзя ли в снегоходе использовать колеса? Примерно чет­верть века назад многие ведущие автомобильные заводы нашей страны занимались проектированием колесных снегоходов. Однако ни одной работоспособной машины создано не было.

Но вот совсем недавно тульский механик В. Ф. Лаухин создал первый в стране колесный снегоход очень простой конструкции. Сзади два колеса, между ними сиденье, впереди управляемая лыжа.

Колеса сделаны из автомобильных камер с самодельным кар­касом. Двигатель от мотороллера вращает колеса через цепную передачу.

Давление в камерах небольшое, всего 0,2—0,3 атмосферы, оно обеспечивает хорошую проходимость снегохода и делает камеры практически неуязвимыми для повреждений.

Пробный пробег в условиях Заполярья показал высокую проходимость снегоходов, их отличную динамичность и устойчи­вость. А расход топлива, когда снегоход тащил на прицепе 120 кг груза, составил всего 9—10 литров на 100 км. И это в условиях полного бездорожья.

Аэросани


У них, как и у самолета, есть пропеллер.

Первое упоминание об аэросанях относится к 1908 году. Тогда в русском журнале «Автомобилист» появилось сообщение об изоб­ретателе, создавшем «лыжный автомобиль».

Новый вид транспорта сразу нашел многочисленных поклон­ников. Обтекаемые формы, пропеллер и, наконец, широкие лыжи придавали аэросаням весьма необычный вид. Они легко мчались по снежной целине или льду озера. Но двигатели у них были, к сожалению, маломощные, крутые подъемы брать аэросани не могли.

Начались работы по усовершенствованию аэросаней. Много сделали для этого замечательный русский ученый Н. Е. Жуков­ский, А. А. Микулин. Е. А. Чудаков и А. Н. Туполев, будущий создатель серии знаменитых самолетов ТУ-104, ТУ-114 и т. д.

Аэросани ЦАГИ-IV, построенные А. Н. Туполевым, были при­знаны лучшими на Берлинской выставке в 1928 году.

И горьковчане немало потрудились над созданием аэросаней. Группа конструкторов во главе с М. В. Веселовским разрабаты­вала их новые модели, используя автомобильный двигатель. Во время Великой Отечественной войны был налажен их серийный выпуск.

Как прыгает кузнечик?


«Машины и кузнечик. Это еще к чему?»— можете сказать вы. Не спешите. Природа, в частности животный мир, хранит много тайн, раскрытие которых помогает решать различные задачи нау­ки и техники. Чем объяснить, допустим, что муравей может пере­таскивать тяжести, превышающие его собственный вес в несколь­ко раз? Или почему дельфины двигаются в воде с большой скоростью? Ученые все глубже постигают загадки окружающего нас мира.

Вот и кузнечик... Миллионы людей видели, как он двигается, как опирается на свои ножки.

А великий русский математик и механик П. Л. Чебышев решил имитировать устройство ног кузнечика в стопоходящей машине. Нет, она не прыгала, лишь ходила. Но ее движители были чрезвы­чайно похожи на ноги кузнечика.

«Оригинально! Любопытно!» Тогда, много лет назад, люди "смотрели на эту работу механика как на некое чудачество. Но вот спустя много лет о чебышевском стопоходе вспомнили. В Детройте построили стопоходящую «четвероногую» машину. Скорость ее была невысока, всего 8 км/ч. Любой старый драндулет, если бы мог, смотрел бы на нее свысока. Однако на сильно пересеченной местности, где останавливаются самые мощные колесные и гусе­ничные вездеходы, американский стопоход шагал себе и шагал.
 
Rambler's Top100