От АМО к ЗИЛу

Одним из ведущих предприятий в нашей стране является ав­томобильный завод имени И. А. Лихачева. Его история начинается с того момента, когда на окраине Москвы, в Тюфелевой роще,

2 августа 1916 года был заложен завод АМО. Десять лет спустя директором завода был назначен И. А. Лихачев, чье имя с 1956 года и носит это предприятие.

Иван Алексеевич Лихачев обладал большим организаторским талантом, техническими и экономическими знаниями. Работал на Путиловском заводе. Октябрьскую революцию он встретил в сол­датской шинели и вскоре стал коммунистом. Служил в ВЧК, потом в Московском совете профсоюзов. Затем — АМО.

Лихачев с группой рабочих и инженеров едет в США, знако­мится там с проектированием автомобильных предприятий, заку­пает оборудование. И с новой энергией продолжает работу на родном заводе.

Свою директорскую деятельность Лихачев начал не с техниче­ских совещаний, не с заседаний и даже не с бесед с многоопытны­ми заводскими инженерами. Он ходил по цехам, знакомился с людьми, все выспрашивал и все замечал.

Однажды в Детройте его принял Генри Форд.

Магнат великодушно сказал: «Ведите хозяйство по-нашему, и вы многого добьетесь, мистер Лихачев. Автомобильные дороги ведут в Америку».

Лихачев вежливо раскланялся, однако позволил себе не со­гласиться. В дали времен он видел дороги, которые поведут в Со­ветский Союз.

«Пальто к пуговице»

В 1933 году, когда закончилась реконструкция завода АМО, Лихачев бросил крылатую фразу: «Мы фактически пришили паль­то к пуговице».

Потом Лихачев стал наркомом машиностроения. Работал он чрезвычайно много и всегда думал о будущем: настаивал, напри­мер, на том, что грузовики и автобусы надо оснащать дизелями, мечтал о таком времени, когда на дорогах Советского Союза по­явится массовый малолитражный автомобиль.

Завод наращивал свои производственные мощности. Если в 1924 году было выпущено всего 10 автомобилей, то в 1930 году — уже около 3500 грузовиков.

В конце 20-х годов по решению правительства началась пер­вая коренная реконструкция завода. К 1931 году было создано, по существу, новое, первоклассное по тем временам предприятие, рассчитанное на производство 25 000 автомобилей АМО-3 грузо­подъемностью 2,5 тонны.

Затем начали делать трехтонный грузовик ЗИС-5, который с незначительными изменениями выпускался на протяжении более 30 лет и за свою исключительную неприхотливость в годы Ве­ликой Отечественной войны звался трудягой. На базе этого авто­мобиля сконструировали автобус ЗИС-8 (на 22 места) и трехоску ЗИС-6 грузоподъемностью 4 тонны.

В 1933 году завод вторично реконструировали, при этом еже-: годное производство увеличилось до 80 000 автомобилей.

Вскоре начался выпуск отечественной модели семиместного легкового автомобиля ЗИС-101, причем в довольно больших мас­штабах.

Во время войны часть цехов вывезли на Урал и в Ульяновск, $6де были созданы новые автомобильные заводы, на которых вы­ткали грузовики ЗИС-5В с более упрощенной конструкцией, чем (автомобиль ЗИС-5.

% Завод производил для фронта грузовики и полугусеничные машины ЗИС-42, несмотря на то что часть цехов эвакуировали, несмотря на то что 16 тысяч рабочих и служащих ушли на фронт, несмотря на непрекращающиеся бомбежки.

На место ушедших к станкам становились их дети, жены, пен­сионеры, домохозяйки. Работали не глядя на часы. В те дни в це­хах горели костры (не было отопления), а дело не останавлива­лось.

После окончания Великой Отечественной войны завод неодно­кратно реконструировался и по ряду основных производственных показателей вышел на уровень передовых автомобильных пред­приятий мира.

С 1971 года он стал головным предприятием производствен­ного объединения ЗИЛ.

К двумстам тысячам в год

Базовой моделью завода является грузовой автомобиль ЗИЛ-130-76 грузоподъемностью 6 тонн. На основе грузовика ЗИЛ-130 сейчас выпускается около пятидесяти различных моди­фикаций этого автомобиля. На заводе проведены испытания бортовых автомобилей ЗИЛ-4331 и седельных тягачей 1 ЗИЛ-4421, производство которых начнется в XII пятилетке.

Завод выпускает также легковые автомобили высшего класса, так называемые престижные: семиместный ЗИЛ-114 и пятимест­ный ЗИЛ-117. Эти автомобили имеют одинаковые V-образные восьмицилиндровые двигатели мощностью 300 л. с.

Сейчас освоено производство новой модели автомобиля выс­шего класса ЗИЛ-4104 с максимальной скоростью 190 км/ч.

В первые годы существования завода его продукция исчисля­лась десятками грузовиков, в 1965 году было выпущено 102 769 грузовых автомобилей, а через 20 лет их производство удвоилось.
 
Rambler's Top100