«Победа» до победы

Советская Армия еще вела ожесточенные бои с врагом, а на ГАЗе начиная с 1944 года уже готовили новые модели послевоен­ных автомобилей. Вскоре после окончания войны здесь стали выпускать грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63 (машину повышенной про­ходимости) и легковой автомобиль ГАЗ-20 «Победа». Справедли­вости ради надо сказать, что машина, которая должна была прийти на смену «Эмке», была задумана еще до войны. Однако потом у завода, как и у всей страны, появились куда более важные заботы. Гремели ожесточенные сражения, только что ожили разбитые бомбежкой цеха, но Советское правительство думало о будущем. Заводу было предложено к 15 сентября 1944 года закончить и представить на утверждение образцы нового легкового автомоби­ля. Тогда никто о названии его не думал, и он получил лишь марку — ГАЗ-20.

Одновременно конструкторы ГАЗа работали над проектами перспективных грузовиков.

7 ноября 1944 года машины ГАЗ-20 проехали во время празд­ничной демонстрации по площади Челюскинцев (ныне площадь Революции) в городе Горьком. Летом 1945 года «Победу» показали в Кремле руководителям партии и правительства. В июне 1946 года начался серийный выпуск автомобилей ГАЗ-20. Всего было изготовлено 236 ООО «Побед».

Советские автолюбители высоко оценили эксплуатационные качества «Победы».

Действительно, это был вместительный и удобный автомо­биль. А главное — надежный и долговечный.

Оригинальная форма кузова «Победы», разработанная совет­скими конструкторами, стала образцом для многих подражаний. В частности, английская фирма «Стандарт» выпустила похожую на «Победу» модель автомобиля в 1948 году.

В 1950 году, не прекращая массового выпуска машины «Побе­да», завод освоил производство легкового автомобиля более высокого класса — ГАЗ-12, который впервые в нашей стране имел в трансмиссии гидромуфту 1, значительно уменьшившую вибрацию трансмиссии и повысившую долговечность ее деталей.

В 1956 году на ГАЗе изготовили новую модель легкового автомобиля — ГАЗ-21, получившую название «Волга».

Впервые в нашей стране крупная опытная партия машин «Волга», выпущенных в 1957 году, была снабжена автоматической коробкой передач. В последующие годы завод развернул производ­ство ряда новых моделей автомобилей: комфортабельного легково­го автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-24 «Волга», двухтонного грузовика высокой проходи­мости ГАЗ-66, четырехтонного грузовика ГАЗ-53А и грузовика ГАЗ-52 грузоподъемностью 2,5 тонны.

С 1977 года здесь стали выпускать легковой автомобиль боль­шого класса ГАЗ-14 «Чайка», имеющий двигатель мощностью 230—250 л. с, который обеспечивает максимальную скорость 170—180 км/ч.

В одиннадцатой пятилетке производственное объединение ГАЗ, головным предприятием которого является сейчас Горьковский автозавод, начало серийный выпуск новой модели легкового авто­мобиля ГАЗ-3102 «Волга». Первая партия этих комфортабельных автомобилей была сделана ко дню открытия XXVI съезда КПСС. Коллектив объединения работает и над созданием модели нового грузового автомобиля с дизельным двигателем воздушного охлаж­дения. Этот автомобиль ГАЗ-4301 предназначен для работы с прицепом. Общая грузоподъемность автопоезда составит 9 тонн.

С 1984 года начат выпуск новых моделей автомобилей: гру­зовика ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 тонны и модернизирован­ного легкового автомобиля ГАЗ-24-10. Подготовлены к произ­водству новые модификации модели ГАЗ-24-11 (такси), ГАЗ-24-12 (универсал) и другие. Начато производство грузовых автомо­билей, работающих на сжатом природном газе.

Горьковский завод сделал очень много для автомобилизации нашей страны. За время своего существования он выпустил око- ло 100 моделей машин и их модификаций.

24 марта 1981 г. с конвейера завода сошел 10-миллионный юбилейный автомобиль.

Рабочий университет

ГАЗ в довоенные и послевоенные годы был самым крупным предприятием отечественной автомобильной промышленности. - • Думаешь над его ролью, значимостью в народном хозяйстве и невольно приходишь к мысли, что это не просто завод, не просто

производственное объединение, но нечто большее. Школой хочет­ся назвать его, точнее — университетом.

Почему школа, почему университет? Поясним эту мысль. Луч­ших рабочих в 1929 году посылали на выучку к Форду, в США. А когда ГАЗ «оперился», он сам стал направлять на другие пред­приятия страны своих специалистов: конструкторов, технологов, водителей-испытателей и прочих умельцев. Именно на ГАЗе про­ходили практику, приобретали необходимые навыки будущие ин­женеры, рабочие ВАЗа и других предприятий.

УКЭР (Управление конструкторско-экспериментальными рабо­тами) — мозговой центр Горьковского автогиганта. Долгие годы (1934—1952) конструкторским отделом руководил А. А. Липгарт. Это под его руководством были созданы проекты «Эмки», «Побе­ды», грузовика-трудяги ГАЗ-51 и многих образцов военной техни­ки. Позднее Липгарт работал в Москве (НАМИ).

Вот уже более 25 лет УКЭР руководит А. Д. Просвирнин.

У могучего дерева сильные ветви. Заместитель главного кон­структора Горьковского автозавода А. М. Кригер в начале 50-х годов направляется в Грузию, чтобы организовать работу конст­рукторского бюро Кутаисского автозавода. В 60-е и 70-е годы он был главным конструктором ЗИЛа. Другой заместитель — Л. В. Косткин в 50-е годы едет в Минск и возглавляет там работу конструкторов МАЗа. Еще один заместитель главного конструкто­ра Горьковского автозавода Ю. И. Сорочкин направляется в Пав­лове, где под его руководством создается целый ряд новых моде­лей автобусов; позднее он возглавляет конструкторский отдел Запорожского автозавода. Когда Ульяновский автозавод начал осваивать новую модель ГАЗ-69, главным конструктором этого завода был назначен горьковчанин П. И. Музюкин. И наконец, когда в конце 60-х годов стали создавать проект массовой отечест­венной модели легкового автомобиля, главным конструктором Волжского автомобильного завода в г. Тольятти назначили горь­ковчанина В. С. Соловьева.

Таким образом, конструкторский опыт Горьковского автозаво­да постепенно стал достоянием всей автомобильной промышлен­ности Советского Союза.

Какое у автомобиля имя?

Выпуск машин увеличивается с каждым годом. И тут неожи­данно возникла проблема — как правильно обозначать новые модели. На первом этапе развития советского автомобилестроения каждый завод давал наименование новой модели по своему усмотрению. Были модели ГАЗ-А, ЗИС-6, ЯГ-6, КИМ-10 и т. д. После Великой Отечественной войны каждому советскому авто­заводу для обозначения моделей машин была выделена своя груп­па цифр. Практически это были числа каждой сотни, если считать от единицы до тысячи.

ГАЗ получил номера от 1 до 99, ЗИЛ — от 100 до 199, Ярос­лавский завод — от 200 до 299. Более мелкие заводы получили по 50 номеров, так АЗЛК получил номера от 400 до 449, Ульяновский автозавод от 450 до 499.

А что же дальше? К примеру, в названии автомобиля ГАЗ-24 группа букв указывает на завод-изготовитель, а группа цифр обозначает номер модели и одновременно завод-изготовитель. Получается дублирование информации. А необходимых сведений нет. В приведенном примере нельзя по индексу определить, что это за модель — легковой автомобиль, автобус или грузовик.

Поэтому была создана новая, усовершенствованная класси­фикация обозначений моделей автомобилей, введенная с 1 авгу­ста 1966 года. Обозначение состоит из условного (сокращенного) наименования завода-изготовителя, а затем через тире указыва­ются данные самой модели. Так, базовая модель имеет индекс, образованный, как правило, четырьмя цифровыми знаками, а для обозначения ее модификаций применяются пятый и шестой знаки.

Четырехзначный индекс базовой модели основан на трех сту­пенях классификации.

При такой системе обозначения первая цифра указывает на класс машины. У легковых автомобилей этот класс зависит от лит­ража двигателей, у автобусов — от их габаритной длины, у грузо­виков — от их грузоподъемности. Вторая цифра — обозначает вид автомобиля: 1 — легковые, 2 — автобусы, 3 — грузовики с бортовой платформой, 4 — седельные тягачи, 5 — самосвалы и т. д.

Например, ВАЗ-2101 обозначает следующее: ВАЗ — условное наименование завода, 2 — автомобиль с двигателем, имеющим ра­бочий объем в пределах 1,2—1,8 литра; 1 — легковой автомобиль;

01 — порядковый номер модели.
КамАЗ-5320 означает: КамАЗ — условное название завода, 5— автомобиль с полным весом от 14 до 20 тонн; 3 — бортовой грузовой автомобиль; 20 — порядковый номер модели.

Новая классификация, безусловно, удачна.
 
Rambler's Top100