АМО-Ф-15

Так назывались советские грузовики. Высокие, на тонких коле­сах, они выглядели бы сейчас нелепо. Но не надо забывать, что они были первенцами советского автомобилестроения. И путь к их созданию был нелегкий.

После Октябрьской социалистической революции автомобиль­ную промышленность надо было создавать наново. Сначала на недостроенных царским правительством заводах был организован ремонт машин. Часто из двух-трех собирали один автомобиль. Не хватало деталей, было мало опытных специалистов... Все дело велось полукустарным способом. И тогда по решению Советского правительства было организовано Главное управление государст­венных автозаводов, объединившее завод AM О (Автомобильного московского общества) в Москве, завод правления «Руссо-Балта» в Филях и «Русский Рено» в Рыбинске.

В июне 1918 года завод АМО был национализирован. А к 1923 году на заводах АМО и Ярославском было организовано произ­водство двигателей для грузовиков.

7 ноября 1924 года из ворот завода АМО вышли первые 10 автомобилей марки АМО-Ф-15. А год спустя было организовано производство автомобилей и на Ярославском автозаводе.

Что значит буква «Ф» и цифра «15»? Расшифровывается это так — ФИАТ-15. Этот полуторатонный итальянский грузовик и взяли за образец наши инженеры. Разумеется, не просто скопиро­вали, но внесли усовершенствование в его конструкцию. Если сравнить АМО-Ф-15 с современными грузовиками, то его несовер­шенство очевидно: зажигание двигателей осуществлялось от магнето, аккумулятора и электростартера не было, вместо фар — „ацетиленовые фонари.

НАМИ-1

В 1918 году была создана НАЛ (Научная автомобильная лабо­ратория). Так начинался НАМИ — Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт.

История НАМИ неотделима от автомобилизации страны. Ин­ститут принимал участие в строительстве заводов и в разработке конструкций новых автомобилей, вездеходов.

Около подмосковного города Дмитрова есть автополигон НАМИ. С утра до вечера там слышится гул моторов. Это идут испытания автомобилей, прежде всего на долговечность. Прове­ряются также их устойчивость, плавность хода, расход топли­ва и т. д.

Интересно, что первая советская малолитражка НАМИ-1 носи­ла имя этого института. Ее выпускал московский завод «Спартак», причем целиком из отечественных материалов.

НАМИ-1 имел хорошую проходимость, великолепные тормоза и руль... справа.

Время гигантов

Однако подлинное становление отечественной автомобильной промышленности началось лишь в годы первой пятилетки.

Вам, очевидно, неизвестно слово Монастырка. Между тем в конце 20-х — начале 30-х годов это название небольшой деревуш­ки под Нижним Новгородом довольно часто мелькало на страницах не только советских, но и иностранных газет. Именно здесь, у ничем не примечательной деревушки Советское правительство решило строить автозавод, или автогигант, как тогда говорили.

Место выбрали не сразу. За честь строить автомобильный завод спорили Украина, Урал, Поволжье. Остановились на Нижнем Новгороде.
Стройка началась в 1929 году возле деревни Монастырки.

Уже 1 января 1932 года завод вступил в строй действующих предприятий. 29 января 1932 года с конвейера сошли первые четы­ре грузовых автомобиля ГАЗ-АА. 30 и 31 января был выпущен еще 21 автомобиль, пятнадцать из них были отправлены в Москву. В конце 1932 года начался выпуск и легковых автомобилей Г A3-А, затем еще одной новой модели —М-1, ее прозвали «Эмкой».

В первые дни Великой Отечественной войны на ГАЗе, не прекращая производства грузовиков, начали делать боевые маши­ны и некоторые другие виды вооружения. В короткие сроки завод­ские инженеры создали образцы новой техники. Горьковский автозавод превратился в огромную кузницу оружия. Грузовиков ГАЗ-ММ было изготовлено в 1941 году больше, чем в довоенном 1940 году. Однако в последующие военные годы выпуск их был значительно сокращен. Упор был сделан на изготовление легких танков и самоходных пушек, а также джипов1 ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б.

Еще в 1938 году на базе автомобиля М-1 были построены опытные образцы первого советского легкового автомобиля по­вышенной проходимости ГАЗ-61, у которого все четыре колеса были ведущими. Это была первая отечественная серийная легковая машина с приводом на все колеса. На фронте она использовалась как командирский автомобиль. Автомобиль ГАЗ-61 выпускался только в 1941 году.

Летом 1943 года, готовясь к наступлению на Курской дуге ,немцы неоднократно обрушивали на автозавод, на жилые кварталы Соцгорода фугасные и зажигательные бомбы. Но завод продолжал работать... Тремя орденами отмечен трудовой подвиг коллектива Горьковского автозавода в годы Великой Отечественной войны.
 
Rambler's Top100