Английские автомобили

Производство автомобилей Англия начала несколько позднее Германии и Франции. Но уже в первые десятилетия XX века их выпуск в Англии стал довольно значительным.

Теперь здесь много автомобильных заводов. Значительная часть их входит в национальное объединение «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Другие принадлежат американскому капи­талу (завод «Форд» в Дагенхеме, завод «Воксхолл» в Лутоне и заводы объединения «Руте»). И наконец, есть группа заводов; которая выпускает автомобили в малых количествах. Это спортив­ные роскошные авто, предназначенные для узкого круга покупа­телей.

Английские конструкторы не падки на новинки. Даже в последних моделях автомобилей они часто оставляют устаревшие элементы. .

Однако справедливости ради надо сказать, что на счету англий­ских инженеров есть немало изобретений, используемых в конст­руировании современных автомобилей.

Дисковый тормоз, например, был изобретен англичанином Ланчестером еще в 1902 году.

Английские автомобили имеют, как правило, классическую компоновку — двигатель впереди, привод на задние колеса.

До второй мировой войны был известен концерн «Руте», заводы «Санбим», «Зингер»... Затем началось слияние фирм. Образова­лись два крупных концерна «Бритиш мотор корпорейшен» и «Лейленд мотор компани». Однако и им было все труднее выдер­живать конкуренцию с мощными американскими, японскими моно­полиями. Тогда и образовалась национальная компания «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». В ее составе — заводы фирм «Даймлер», «Моррис», «Ягуар», «Триумф», «Остин», «Ровер» и Другие.

Помимо этого в состав предприятий компании вошли заводы, выпускающие грузовые автомобили грузоподъемностью до 18 тонн и седельные тягачи.

Скажем немного о фирмах, входящих в объединение. Начнем с «Ягуара». Машины этой марки красивы, удобны и быстроходны. На них устанавливаются двигатели гоночных автомобилей.

Фирма «Моррис»— пожалуй, самая старая в Англии. Еще до второй мировой войны она выпускала 120 000 автомобилей в год. Но прославилась она «мини»— небольшой машиной длиной 3 мет­ра, весом всего 635 кг. Небольшая, а вмещала четырех человек. Все это и сделало ее одной из самых популярных машин Англии. За 20 лет было продано 4 миллиона «мини».

Эмблема другого автомобиля — «Ровер»— парусное судно ви­кингов, древнескандинавских воинов. Собственно, английское сло­во «rover» означает «скиталец».

Одна из моделей этой фирмы —«Ровер-3500»— может мчаться со скоростью 200 км/ч. И ей нужно только 9,5 секунды, чтобы набрать скорость 100 км/ч.

«Ленд-Ровер» и «Рэндж-Ровер» известные на мировом рынке джипы. «Ровер-2000» в 1963 году стал лучшей моделью года.

Один из первых газотурбинных автомобилей был построен этой фирмой.

В Англии есть автомобильный завод, удивляющий заезжих туристов. Современные цеха, первоклассное оборудование. Турист жаждет увидеть какой-нибудь сверхсовременный красавец лимузин, а рабочие собирают модель, подобную которой выпускали в начале века. «Что бы сие значило?»— думает турист.

А ответ прост — в Англии (и не только в Англии) модны старые автомобили. Вкус капризен. Надо удовлетворить спрос, и вот появился завод по выпуску старомодных авто. Такие автомобили имеют даже специальное название —«репликар» (составленное, из двух слов: «гернса»—точная копия и «саг»—автомобиль).

За «старичками» порой трудно угнаться и современному авто­мобилю. Дело в том, что на «репликарах» иногда устанавливают мощные, вполне современные двигатели. А вот на репликаре «Морган» стоит двигатель даже гоночной машины.

Фирмы «Роллс-Ройс» и «Джензен» выпускают роскошные автомобили. «Роллс-Ройсы» доступны только очень зажиточным покупателям.

У фирмы «Роллс-Ройс» было правило — она рекламировала многие достоинства своих автомобилей, за исключением двигате­лей, мощность которых не сообщалась. Но все знали, что двигатели очень мощные.

В дальнейшем главной продукцией фирмы стали авиационные моторы. 1971 год принес ей большие огорчения: фирма попала в трудное финансовое положение. Тогда выпуск авиационных двигателей британское правительство национализировало. Надо было «выезжать» на автомобиле. И конструкторы фирмы создали роскошную новинку —«Камарг». Стоит такая машина 90 ООО дол­ларов — на треть больше самого дорогого «Мерседеса-Бенца». Конечно, никакой конвейерной сборки.

Кузов, кстати, спроектирован итальянцами, его делают ста­рательно и долго, один в неделю.

Сиденья и стенки отделаны шкурами животных, полированная отделка из итальянского ореха, материала очень красивого и очень дорогого.

В год фирма «Роллс-Ройс» выпускает примерно 3500 автомоби­лей. Большую часть их закупают США.

В Лондоне много кривых, узких улиц. Как наладить на них движение общественного транспорта? Длинные автобусы не подхо­дили. Им трудно развернуться. Сочлененные не годились тем более. И тогда английский автобус стал расти вверх. У него по­явился второй этаж.

Теперь улицы Лондона невозможно представить без двух­этажных автобусов. Их изготавливает компания «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».

Ряд фирм («Лотус», АС, «Бентле», «Астон Мартин», «Бонд») делают спортивные автомобили.

Большой популярностью пользуются автомобили фирмы «Ло­тус». Они прославлены победами на чемпионатах мира в 1963, 1965, 1968, 1970, 1977 годах.

Фирма «Маркое» выпускает обтекаемые двухместные машины. Это совсем небольшое предприятие — работает всего 34 чело­века.

Кузов автомобиля «Маркое» делается из стеклопластика, а днище, переборки кузова изготовлены из пропитанных синтетиче­скими смолами кусков многослойной фанеры толщиной 4—6 мм. Никаких заклепок, винтов, все на авиационном клее. Сборка одного несущего каркаса занимает 35—40 часов, так как требуется длительная сушка клея. «Маркосов» производится чуть больше ста штук в год.

В настоящее время автомобильная промышленность Англии переживает период спада производства. Если до второй мировой войны и в первые годы после нее Англия занимала по выпуску автомобилей второе место в мире, то в 1979 году оказалась на седьмом месте.

Однако за последние годы фирма «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен» стала постепенно укреплять свои позиции, в основ­ном за счет повышения производительности труда. Выпуск скон­центрирован на двух крупных заводах — в Лонтбридже (около Бирмингема) и в Коуле (возле Оксфорда).

Итальянские автомобили

Страна на Апеннинском полуострове богата историческими памятниками. Миллионы туристов приезжают любоваться древни­ми строениями Рима, красавицей Венецией. Много их бывает и на севере Италии, в городе Турине. Однако сюда туристов зачастую привлекает не старина, а комплекс вполне современных зданий: огромную территорию занимают знаменитые заводы ФИАТ (Фаб­рика Итальяна Аутомобили Торино).

Более 200 тысяч человек трудятся на заводах ФИАТ.

История фирмы началась в прошлом веке. Кавалерийский офицер Д. Аньелли решил к старому бензиновому двигателю сделать карбюратор. Дело было пошло на лад. Но произошел неожиданный взрыв... Аньелли вновь принимается за опыты.

В 1899 году он создал известную во всем мире фирму ФИАТ. Аньелли руководил ей 45 лет. Это сделало его одним из самых богатых людей Италии. К началу первой империалистической войны на заводах фирмы уже выпускалось 14 000 автомобилей в год.

Проходили десятилетия. В Италии менялись правители. Аньел­ли это не касалось. После его смерти в 1945 году председатель правления фирмы профессор Витторио Валетта с помощью аме­риканских займов провел коренную реконструкцию предприятия. Как мы уже говорили, в 1966 году ФИАТ-124 был признан лучшей моделью года. Затем успех пришел в 1969 и 1971 годах. Лучшими стали ФИАТ-127 и ФИАТ-128. Кстати, это единственная фирма, автомобили которой трижды удостаивались звания лучшей моде­ли года.

В 60-е годы руководство ФИАТа заинтересовалось возмож­ностью установления деловых связей с Советским Союзом. Впро­чем, интерес был взаимным. Нашей стране был нужен малогаба­ритный, надежный, красивый автомобиль. Автомобиль на уровне мировых стандартов. Между советскими организациями и фирмой ФИАТ было заключено соглашение о строительстве на Волге, близ г. Куйбышева, крупного завода по производству легковых автомобилей.

Это было на редкость удачное сотрудничество. В начале 70-х годов завод-гигант ВАЗ в г. Тольятти был построен.

Филиалы ФИАТа имеются в Аргентине, Ирландии, Португалии и в других странах.

Компания ФИАТ за последние годы сильно укрепила свои экономические позиции.

Несколько слов о других фирмах. Начнем с «Лянчи». Автомо­били этой фирмы всегда отличались новизной и оригинальностью конструкции. Уже в 1922 году на модели «Лянча» применялись несущий (безрамный) кузов, независимая подвеска передних колес и V-образный четырехцилиндровый двигатель.

В Италии имеется и несколько мелких автомобильных фирм. Большинство из них занято выпуском спортивных автомобилей.

«Альфа Ромео»— гордость итальянцев. В 1950 году на гоноч­ном автомобиле этой марки они выиграли мировое первенство.

Спортивные автомобили выпускают также фирмы «Феррари», «Ламборгини», «Мазерати».

Итальянские спортивные автомобили обладают большой мощ­ностью и скоростью. Так, «Каунтач» (фирма «Ламборгини») имеет 12-цилиндровый двигатель мощностью 440 л. с. Его максимальная скорость 300 км/ч.

Успехи Италии в автомобилестроении зависят не только от внедрения на заводах самой современной технологии, но и от дос­тижений в художественном конструировании. Такие фирмы, как «Пинин-фарина», «Бертоне», «Итал-Дизайн» и «Чиа», как раз и занимаются «внешностью» автомобилей. Их услугами пользуются многие крупные автомобильные предприятия мирового значения.
 
Rambler's Top100