Автомобили Франции

От Парижа к Марселю и на запад, к Бретани, ведут прямые как стрелы шоссе. Впрочем, вся Франция славится отличными дорогами. Это во многом способствовало развитию автомобиле­строения в стране. Еще в начале XX века Франция выпускала машины в довольно большом количестве. Множество фирм с года­ми перестали существовать, были поглощены компаниями «Рено», «Ситроен», «Пежо», СИМКА.

В своем повествовании мы часто возвращаемся к веку минув-щему. Разглядывая как-то старую подшивку «Нивы» (журнал выходил до революции и был богато иллюстрирован), один из авторов этой книги увидел странный автомобиль, напоминавший этажерку на колесах, и рядом с ним мужчину во фраке и котелке. Это был Луи Рено, основатель одной из первых автомобильных фирм Франции.

Рено поставил дело с размахом. К началу первой мировой войны его фирма выпускала 10 000 автомобилей в год. Знаменитая битва на реке Марна окончилась успешно для французов во многом благодаря «Рено». Шестьсот парижских такси этой марки доставили на фронт подкрепление, тысячи солдат. Рено восхваляли как национального героя.

Автомобили все больше входили в быт.

Когда Маяковскому захотелось приобрести машину, он оста­новился на марке «Рено».

А вот еще одно, несколько анекдотическое свидетельство признания французских автомобилей:

«Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденья, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет».

Читатели, должно быть, уже догадались, что речь идет об

«Антилопе Гну» из «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Судя по описаниям, автомобиль был выпущен французской фирмой «Лорен-Дитрих». Несколько автомобилей этой марки были завезены в Россию еще до революции. Один из них через много лет, очевидно, и стал «прототипом» «Антилопы Гну».

Но вернемся к фирме «Рено». Она расширялась, богатела. Казалось, время не властно над ней.

Началась вторая мировая война. Во Францию ринулись фа­шистские полчища. Лучшие сыны и дочери Франции вступили в ряды борцов Сопротивления. Среди них не было Луи Рено. Больше того, он переметнулся в стан противника. В 1944 году, когда оккупанты стали сдавать свои позиции, правительство Франции арестовало его как изменника.

Сравните начало и конец жизни Рено: национальный герой и изменник.

Трудно придумать более печальную судьбу. Но человека, изменившего своей родине, жалеть не стоит. Предприятия «Рено» были национализированы.

Фирма «Ситроен» основана в 1919 году. Она выпускала разно­образные автомобили, от самых дешевых до очень дорогих — всего более 500000 в год.

Конструкторские, научные силы компании были объединены в крупный исследовательский центр.

Не случайно некоторые новшества в автомобилестроении роди­лись на заводах «Ситроен». Это касается, в частности, гидро­пневматической подвески.

Фирма особенно прославилась «лягушкой»— так называют «Ситроен-DS».

Прошли годы, а многие инженерные находки, примененные в той модели, до сих пор не превзойдены.

Один из самых дешевых в мире автомобилей, кстати, тоже выпустила эта фирма. Это «Ситроен 2CV».

Модели фирмы дважды признавались лучшими международ­ными жюри. И все же фирма «Ситроен» была вынуждена объеди­ниться с «Пежо».

Фактически во Франции сейчас два крупных автомобильных концерна — «Рено» и «Пежо-Ситроен».

Автомобили «Пежо» имеют свои особенности — они очень надежны в эксплуатации и отличаются строгостью форм (это, вообще, одно из главных направлений развитии французского автомобилестроения).

На базе европейских предприятий компании «Крайслер» воз­никла фирма «Талбот», входящая в объединение «Пежо-Ситроен».

В 1978 году она выпустила 810 000 автомобилей, из которых около 600 000 было изготовлено за пределами Франции.

Во Франции также есть небольшие предприятия, которые, используя узлы и детали серийных машин, выпускают гоночные автомобили.

У первого покорителя Космоса Юрия Алексеевича Гагарина •был спортивный автомобиль французского производства. Его вы­пустила фирма «Матра».

Этот небольшой по размерам автомобиль имеет легкий и на­дежный кузов из стеклопластика и способен развить скорость до 170 км/ч. Конечно, далеко не космическую, но очень хорошую для земных дорог.

После длительного устойчивого подъема производства авто­мобильная промышленность Франции стала испытывать значи­тельные экономические трудности. В 1982 году резко снизился экспорт французских автомобилей. Фирма «Пежо», понесшая в начале 80-х годов большие убытки, была вынуждена приступить к созданию нового экономичного автомобиля на базе модели «Вера».

В 1984 году в кризисную ситуацию попал концерн «Рено», являющийся на протяжении многих лет одной из ведущих автомо­бильных фирм мира. По числу продаваемых автомобилей на европейском рынке концерн «Рено» сейчас передвинулся с первого места на шестое. Новое руководство компании стремится выйти из кризиса за счет массового увольнения рабочих.

Все это связано с общим спадом французской экономики. Не случайно раньше говорили: «Если чихает «Рено», простужена Франция».

Автомобили ФРГ

Третье место по производству автомобилей (после США и Англии) до второй мировой войны занимала Германия. А затем, как известно, после поражения фашистов, произошел раздел этой страны на ФРГ и ГДР.

90% автомобилей ФРГ выпускают четыре компании: «Дайм-лер-Бенц», «Фольксвагенверк», «Опель» и БМВ.

Основные заводы фирмы «Даймлер-Бенц» находятся в Штут­гарте. Они выпускают легковые и грузовые автомобиля высокого качества. Грузовики носят различные названия, легковые автомо­били — все «мерседесы»... Вам, должно быть, интересно, откуда взялось такое необычное название?

История такова. В самом конце прошлого века предприятие

«Даймлер» попало в тяжелое финансовое положение. И тут один из акционеров, некто Эмиль Елинек, предложил план спасения фирмы. Он удался. И тогда легковые автомобили в честь дочери Елинека стали называть «мерседесами».

В дальнейшем Даймлер и Бенц объединили свои предприятия. С того времени модели легковых автомобилей стали носить не­сколько другое название — «Мерседес-Бенц».

Легковые автомобили фирмы пользуются мировой извест­ностью.

«Унимоги» тоже выпускает фирма «Даймлер-Бенц». Странное название, не правда ли? А означает оно вот что — «универсаль­ные возможности». Точнее, тягачи с универсальными возможностя­ми. У них высокая проходимость, достаточно большая мощность. Они работают в сельском хозяйстве, на строительстве, в геолого­разведочных партиях. А если установить дополнительное оборудо­вание, то «Унимог» может использоваться как бульдозер, снего­уборщик, тягач для железнодорожных вагонов, а также в качестве стационарного двигателя.

О «Фольксвагенах» мы уже говорили. Теперь немного истории. Фирма «Фольксвагенверк» была создана в годы властвования фашистов. Еще до второй мировой войны возле Ганновера выросли корпуса большого завода. Скоро рядом возник город Вольфсбург.

Во время второй мировой войны завод был частично разрушен. Англичане начали его восстанавливать. И задымили трубы. На заводе работало 10 тысяч рабочих и служащих. Не было только директора.

И тогда оккупационные власти предложили инженеру Гейнцу Нордхоффу стать руководителем предприятия. В свое время моло­дой инженер проходил практику в США на заводах «Дженерал моторе». Так что некоторый опыт у него был. Опыт и энергия все и решили.

Нордхофф сосредоточил внимание на производстве одной ма­лолитражки, которая, как мы уже писали, получила прозвище «жук». У малолитражки была торсионная (независимая) подвеска колес, двигатель с воздушным охлаждением располагался сзади. Автомобиль был надежен. И к тому же весьма легок.

После войны завод выпускал всего 46 000 автомобилей в год. Затем, в 1949 году, их выпуск удвоился. А через 17 лет завод производил уже 1,7 миллиона «жуков».

Без малого 40 лет «жуки» сходили с конвейера. Они экспорти­ровались во многие страны.

Конструкторы «жука» особое внимание уделяли обтекаемости кузова. Как на самолетном заводе, построили огромную аэроди­намическую трубу длиной 82,7 метра и высотой 21 метр. Такого гиганта не имел ни один другой автомобильный завод в мире. Лишь спустя несколько лет подобные трубы построили концерны «Дженерал моторе», ФИАТ и другие.

Нордхофф торжествовал. Он публично заявил: «# никогда не подчинюсь моде и не буду каждый год готовить новую модель, как закройщик в ателье мод».

Самоуверенность его и подвела. Модель долго не обновлялась и, конечно, в чем-то устарела. На американский рынок хлынули более совершенные японские автомобили.

Что было делать фирме «Фольксвагенверк»? Поневоле при­шлось переходить на выпуск новых моделей.

В истории автомобилестроения не одни «жуки» известны как «долгожители». Почти 30 лет не сходила с конвейера наша грузо­вая машина Г A3-51. Долго выпускались также ГАЗ-69 и ЗИС-5.

Компа ния «Фольксвагенверк» объединяет сейчас множество заводов как в самой Федеративной Республике Германии, так и за рубежом — в Мексике, Бразилии, ЮАР.

В настоящее время объединение «Фольксвагенверк» произво­дит компактные, надежные и экономичные машины «Гольф» и модели «Ауди-100», «Ауди-200» и другие. Автомобили «Ауди» весь­ма комфортабельны. Так, на новой модели «Ауди Кватро» установ­лена система речевого шифра с записью 23 слов, при помощи которых может произноситься до 15 фраз,— они информируют водителя об исправности тормозов, заряженности аккумулятора и т. д.

...Зеленый мощный мотоцикл с коляской, и в нем солдаты с автоматами — эти кадры нередко встречались в кинокартинах о минувшей войне. Так вот такие мотоциклы выпускала главным образом фирма БМВ (Баварский моторный завод) в Мюнхене. Она ив самом деле на первых порах выпускала моторы для самолетов. Производить мотоциклы начали здесь позднее.

Также позднее появились и автомобили БМВ. Очень надежные, сильные, выносливые.

По своим данным легковые автомобили БМВ стали соперничать с прославленными «мерседесами». Так, БМВ-700 может развивать скорость свыше 200 км/ч, причем на разгон до скорости 100 км/ч этому автомобилю требуется 8,9—10,1 секунды.

В ФРГ имеется также несколько небольших автомобильных фирм. Среди них наиболее известной была НСУ (ныне поглощена «Фольксвагенверком»).

Фирма НСУ прославилась тем, что в ней сотрудничал инженер Ф. Вайкель, впоследствии ставший знаменитым на весь мир. Он изобрел роторно-поршневой двигатель. Автомобили с этим двига­телем и начала первой серийно выпускать фирма НСУ.

Фирма «Порше» сравнительно небольшая, она была основана в 1948 году и делала главным образом дорогие спортивные автомо­били, а впоследствии объединилась с концерном «Фольксва­генверк».

 
Rambler's Top100