Ружье стреляет микрофоном

«Пулей»,— поправите вы. Не торопитесь. Представьте, что мы находимся в одной из зарубежных стран... Кто этот человек в широ­ком плаще и низко надвинутой шляпе? Вот он, озираясь, заходит в сквер, в кусты, вынимает из-под полы короткое ружье, прицели­вается в раскрытое окно пятнадцатого этажа небоскреба и нажи­мает спуск. Раздается щелчок, человек, так же озираясь, быстро уходит. А через несколько часов в зале (именно туда целился человек в шляпе) начинает работать миниатюрный микрофон. Он ловит все звуки — идет обсуждение технических данных модели автомобиля — а в комнатушке на соседней улице записывают передачу.

Это один из способов хищения ценной информации у конкури­рующей фирмы, а по-другому — промышленного шпионажа.

Считается, что пионером конвейерной сборки является Генри Форд. Действительно, этот способ сборки автомобилей широко применили впервые на его заводах. Но он ничего не изобретал: Форд лишь умело позаимствовал. Вовремя подосланные лазутчики выведали (а проще говоря, украли) секрет на заводах концерна «Дженерал моторе». Подробно эта операция описана в книге из­вестного американского писателя Элтона Синклера «Автомобиль­ный король».

В штате Мичиган, к северу от Детройта находится комплекс зданий. Окна в них весьма необычные. Самый зоркий человек сквозь стекла не разглядит ничего. Даже с летящего мимо верто­лета. Даже с помощью самой современной аппаратуры. Оказы­вается, окна снабжены специальными устройствами, мгновенно опускающими непроницаемые шторы, как только в небе появляется летящий предмет.

Здания эти не имеют никакого отношения ни к Пентагону, ни к Центральному разведывательному управлению. Там располагает­ся научно-технический центр автомобильной компании «Дженерал моторе», где ученые и конструкторы разрабатывают новые модели машин, вносят различные усовершенствования в старые. А шторы защищают от чрезмерно любопытных глаз, глаз конкурентов.

Коммерсантам необходимо постоянно завоевывать рынки сбы­та. Как? Все идет в ход. Одних привлекают новинкой, других дешевизной. Над этими проблемами работают в лабораториях и институтах за рубежом много людей. Обстановка величайшей секретности, особая проверка людей и все же... Затраты на про­мышленный шпионаж в капиталистических странах составляют сейчас многие миллиарды долларов.

Конечно, всякое бывает. Разведчики попадаются с поличным, иногда гибнут. Это никого не волнует.

Ружье стреляет микрофоном

«Пулей»,— поправите вы. Не торопитесь. Представьте, что мы находимся в одной из зарубежных стран... Кто этот человек в широ­ком плаще и низко надвинутой шляпе? Вот он, озираясь, заходит в сквер, в кусты, вынимает из-под полы короткое ружье, прицели­вается в раскрытое окно пятнадцатого этажа небоскреба и нажи­мает спуск. Раздается щелчок, человек, так же озираясь, быстро уходит. А через несколько часов в зале (именно туда целился человек в шляпе) начинает работать миниатюрный микрофон. Он ловит все звуки — идет обсуждение технических данных модели автомобиля — а в комнатушке на соседней улице записывают передачу.

Это один из способов хищения ценной информации у конкури­рующей фирмы, а по-другому — промышленного шпионажа.

Считается, что пионером конвейерной сборки является Генри Форд. Действительно, этот способ сборки автомобилей широко применили впервые на его заводах. Но он ничего не изобретал: Форд лишь умело позаимствовал. Вовремя подосланные лазутчики выведали (а проще говоря, украли) секрет на заводах концерна «Дженерал моторе». Подробно эта операция описана в книге из­вестного американского писателя Элтона Синклера «Автомобиль­ный король».

В штате Мичиган, к северу от Детройта находится комплекс зданий. Окна в них весьма необычные. Самый зоркий человек сквозь стекла не разглядит ничего. Даже с летящего мимо верто­лета. Даже с помощью самой современной аппаратуры. Оказы­вается, окна снабжены специальными устройствами, мгновенно опускающими непроницаемые шторы, как только в небе появляется летящий предмет.

Здания эти не имеют никакого отношения ни к Пентагону, ни к Центральному разведывательному управлению. Там располагает­ся научно-технический центр автомобильной компании «Дженерал моторе», где ученые и конструкторы разрабатывают новые модели машин, вносят различные усовершенствования в старые. А шторы защищают от чрезмерно любопытных глаз, глаз конкурентов.

Коммерсантам необходимо постоянно завоевывать рынки сбы­та. Как? Все идет в ход. Одних привлекают новинкой, других дешевизной. Над этими проблемами работают в лабораториях и институтах за рубежом много людей. Обстановка величайшей секретности, особая проверка людей и все же... Затраты на про­мышленный шпионаж в капиталистических странах составляют сейчас многие миллиарды долларов.

Конечно, всякое бывает. Разведчики попадаются с поличным, иногда гибнут. Это никого не волнует.

«Империя» наших дней

Империи рождались и умирали. Их было много. Империя Александра Македонского, Римская империя... Это вы знаете из учебника истории.

Наш разговор об империи особой, автомобильной. Она носит имя Генри Форда. О нем написаны сотни книг и статей. И в этом отношении он, пожалуй, не уступает самому Александру Маке­донскому.

Известно, что первый автомобиль создал не Генри Форд, равно как и первый автомобильный завод в США. До него еще в конце XIX века были построены существующие и в настоящее время заводы «Понтиак», «Додж» «Олдсмобиль».

Главная же заслуга Г. Форда заключается в том, что он первый в США (а также в мире) организовал массовое производство автомобилей. Это выгодно. Так начала зарождаться автомобиль­ная империя.

Генри Форд работал механиком в электротехнической компа­нии. Все свободное время он тратил на изготовление автомобиля. Каждый вечер Форд возился в своем сарае. При испытаниях неисправностей в машине было много. То выходили из строя двига­тель или деревянный маховик, то рвался ремень передачи/Нако­нец, в 1893 году Форд построил автомобиль с маломощным двига­телем, напоминающим скорее четырехколесный велосипед. Этот автомобиль весил всего 27 кг.

Конструированию автомобилей в США отдавал свое время не один Форд. В 1909 году в этой стране было уже 265 автомобильных фирм, выпустивших 126 593 автомобиля. Это больше, чем их к то­му времени изготовили во всех европейских странах.

В 1903 году Г. Форд создал гоночный автомобиль. Гонщик Бэрни Ольдфильд выиграл на нем трехмильные гонки. В том же году Форд организовал акционерное общество по производству автомобилей, было выпущено 1700 машин модели «А». Автомобиль имел мощность мотора 8 л. с. и мог развивать максимальную скорость 50 км/ч. Мало? По нашим временам совсем щ§больаиая скорость.

Но уже в 1906 году была выпущена модель «К» (скорость на гонках 160 км/ч!).

Вначале «Форд мотор» обновлял модели автомобилей часто. Однако в 1908 году появилась модель «Форд-Т». Она почти без изменений выпускалась в течение 20 лет. Было выпущено около 15 миллионов «жестянки Лиззи»—так прозвали американцы но­вый автомобиль. Он напоминал маленький черный ящик на коле­сах. Что й говорить, неказистое было сооружение, открытое всем ветрам. Но мотор, мотор работал на совесть.

И это обеспечило автомобилю успех. Это и сравнительно низкая стоимость: цроизводство ведь стало массовым. С 850 долла­ров цена на машину постепенно снизилась до 290 долларов. Фор-довские автомобили начали появляться в Европе. Во Францию, которая в то время была ведущей автомобильной державой, они попали в 1907 году. Но своего производства Форд в этой стране не создал, зато построил крупные заводы в Дагенхеме (Англия) и в Кельне (Германия). Производство неуклонно расширялось. В 1912 году на заводе в Дагенхеме — это пригород Лондона — было выпущено всего 3000 автомобилей. А примерно через 50 лет —670 000.

...Течет широкая мутная Темза. Видны корпуса огромного заво­да. Неподалеку на постаменте бронзовый памятник. На нем над­пись «Г. Форд». Да, памятник королю автомобильной империи, как это ни странно, поставлен не в США, а в Англии.

Фордовский автомобиль дешевел. Но к 20-м годам он устарел. На американском рынке его стали теснить «Шевроле», «Плимуты» и другие модели машин.

Тогда Форд остановил свои заводы, уволил большую часть ра­бочих и начал переналаживать производство.

В 1928 году появилась новая модель — «Форд-А». Эта машина интересна тем, что стала прототипом автомобиля ГАЗ-А, который выпускал Горьковский автомобильный завод.

По тем временам «Форд-А» считался лучшим легковым автомо­билем в мире. Производство грузовиков Форд начал в 1917 году. Через 10 лет на конвейер стал грузовой полуторатонный автомо­биль «Форд-АА», на базе которого впоследствии была создана знаменитая полуторка — грузовой автомобиль ГАЗ-АА.

Наши конструкторы несколько улучшили модель.

...Компания росла, богатела. К 1939 году корпорация «Форд» произвела уже 27 миллионов автомобилей, во многом за счет поглощения других, мелких фирм. А вскоре выпуск легковых авто­мобилей в стране был запрещен: началась вторая мировая война. На освободившихся производственных площадях Форд начал делать самолеты. 8685 бомбардировщиков изготовила компания за годы войны. Лишь в 1946 году снова стали выпускать легковые автомобили, причем старых, довоенных марок. То же самое делали и другие американские автомобильные компании. К слову, в нашей стране было не так. Советские конструкторы уже в годы войны работали над чертежами новых моделей. И, когда смолк военный гром, у нас сразу без передышки стали делать новые автомобили. Горьковский автозавод — легковой автомобиль ГАЗ-20 «Победа» и грузовик ГАЗ-51, Московский автозавод — машины ЗИЛ-150 и ЗИЛ-110, Ярославский — автомобиль Я A3-200.

О безопасности движения сейчас трубят во все трубы. А первую ноту, если так можно выразиться, взял концерн «Форд». Начиная с 1955 года на его заводах начали выпускать автомобили с сильно вогнутым рулевым колесом, затем применили безопасные замки дверей, мягкую обшивку панели приборов и даже ремни безопас­ности.

До 4 миллионов автомобилей производят в год заводы Форда. Чтобы не отстать, побить конкурентов, «империя» большие суммы ассигнует на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. В исследовательском центре «Форд» в Дирборне работает 12000 сотрудников, в штатах Аризона и Мичиган построены два автомобильных полигона.

Фирмой «Форд» был создан подлый цикл производства, вклю­чая изготовление стали и стекла. По сей день значительную долю доходов компании приносит неавтомобильная продукция: тракто­ры и сельскохозяйственные машины, телевизоры и радиоприемни­ки, а также сотни тысяч тонн стали ежегодно. И военную технику делает «Форд»—это системы управления ракетами.

Фордовский концерн построил автомобильные и сборочные заводы во многих странах мира: в Англии, Канаде, ФРГ, Бразилии и других. В Австралии, например, работают пять сборочных и один автомобильный завод «Форд».

Руководителям фордовского концерна не откажешь в гибкое . Когда спрос на «дредноуты» начал падать, в Англии была спешно создана штаб-квартира по руководству европейскими делами фир­мы. Приступили к проектированию малогабаритных автомобилей. Мы об этом рассказывали. Вот еще несколько подробностей.

О модели «Пинто» вам известно. А вот что взяли за образец? Да того же «жука», с которым американцы долго и безуспешно боролись. Мы имеем в виду «Фольксваген». Самый лучший способ победить конкурента — это использовать его новейшее изобрете­ние или создать еще более совершенное. «Пинто» получился на славу.

«Фиеста»— слово испанское. М означает оно праздник. Это имя было дано новой модели малогабаритной машины. Ее выпусти­ли на европейских заводах «Форд», сначала в Валенсии (Испа­ния), затем в ФРГ и Англии. Автомобиль этот — переднеприводной.

Конкурентная борьба заставила компанию «Форд» выпускать малогабаритные автомобили на заводах, расположенных в Амери­ке,— «Форд-Эскорт» и «Меркюри-Линкс» с передними ведущими колесами, самые маленькие среди малогабаритных машин, выпускаемы в США.

Их вес всего 885 кг, а расход топлива 7,8 литра на 100 км пути при движении в городе.

В начале 80-х годов компания «Форд» попала в тяжелое финансовое положение. Спасли ее западноевропейские филиалы, которые в то время преуспевали. В условиях острой конкурентной борьбы инженерам компании пришлось серьезно заняться обновле­нием выпускаемых моделей и разработкой принципиально новых конструкций автомобильных узлов.

Генри Форд создал автомобильную державу. С его именем свя­зан термин «фордизм».

Это слово вбирает в себя и многое передовое, прогрессивное в области техники и вместе с тем беспощадную эксплуатацию рабочих, промышленный шпионаж, массовые увольнения и т. д.

Нанятые частные полицейские дежурили у ворот заводов «Форд», наблюдали за работой в цехах, выслеживали недоволь­ных людей и профсоюзных деятелей, «красных агитаторов».

Во главе той армии стоял профессиональный боксер Гарри Беннет. Он действовал столь бесцеремонно, что это вскоре почувст­вовал и сам мэр Детройта Фрэнк Марфи, который как-то сказал: «У Генри Форда состоят на службе наихудшие из бандитов Дет­ройта».

Влияние главного полицейского в империи Форда было столь велико, что, когда Генри Форд умер, его наследникам пришлось вести настоящую войну уже... с Гарри Беннетом, войну за право быть хозяевами компании.

Компания «Форд мотор», как спрут, охватывает своими щу­пальцами экономику многих развивающихся стран, строит там автомобильные заводы, завоевывает рынки сбыта.

 
Rambler's Top100