Тринклер совершенствует дизель

КПД дизелей значительно выше, чем у обычных двигателей внутреннего сгорания.

Но дизели и намного тяжелее. Обстоятельство, прямо ска­жем, нежелательное для автомобилей.

На водном транспорте дизельные двигатели первыми примени­ли русские. Дизельные суда появились на Волге. И делали их на прославленном Сормовском заводе.

Молодой инженер Густав Васильевич Тринклер, долгие годы живший в Нижнем Новгороде, предложил новый, измененный цикл работы дизелей.

Новый дизель стал более совершенным. Однако всем дизельным двигателям присущи некоторые недостатки: они плохо заводятся в морозные дни, так как трудно нагреть только сжатием воздух до температуры воспламенения топлива, изношенные двигатели сильно дымят.

Конструкторы, инженеры, конечно, думают, как устранить эти несовершенства.

И кое-что уже придумали. Применяют, например, мощные стартеры, пусковые двигатели. А еще — специальные пусковые жидкости или запальные свечи.

«Отрубить хвост»


Конечно, это сказано в переносном смысле. Речь идет о маши­нах, а не о каких-то животных. И здесь надо бы сказать так: пора укоротить (если не удается убрать совсем) дымные шлейфы за дизельными грузовиками.

Но дизельными двигателями снабжены не только грузовики, но и тракторы, бульдозеры и автобусы. Сколько дыма выбрасыва­ют изношенные дизели в авмосферу!

Конечно, дизели совершенствуются. Но проблем еще множест­во. Решают одну, возникает другая. И так продолжается долгие годы.

Водяная рубашка

Нужна ли автомобилю вода? «Машина не конь, ее поить не будешь»,— скажете вы. А так ли? Посмотрите, как иной раз шофер спешит к фонтану с водой, как заливает воду в горячий ра­диатор.

Ведь мотор при работе нагревается. Важно, чтобы он не пере­грелся. Для этого цилиндры двигателя омываются водой. Нагретая вода, циркулируя, проходит через радиатор, где охлаждается потоком воздуха.

Водяное охлаждение применяется на двигателях большинства автомобилей. «Значит, есть и такие машины,— спросите вы,— дви­гатели которых охлаждаются иначе?» Да, есть. Это автомобили с двигателями воздушного охлаждения. За примером далеко ходить не надо. Присмотритесь внимательно к нашему «Запорож­цу»— это как раз автомобиль такого типа.

Воздушное охлаждение используется и на мощных дизельных грузовиках фирм «Дейц» (ФРГ) и «Татра» (Чехословакия).

Феликс Ванкель и... Япония

В поршневом двигателе внутреннего сгорания возвратно-по? ступательные движения поршней превращаются во вращательное движение коленчатого вала.

А нельзя ли создать двигатель, в котором не было бы возврат­но-поступательных движений? Уже лет двести изобретатели ломают над этим головы. Убрать поршни, шатуны, коленчатые валы? Да возможно ли это? Возможно. Это знали еще в XVIII веке, во времена Д. Уатта.

Первый роторный двигатель шестеренчатого типа построил в 1799 году англичанин Д. Мордок, ученик, последователь Уатта. Это он один из первых в Англии создал паровой автомобиль, изобрел газовое освещение.

Конечно, тот двигатель был далек от совершенства. В течение всего XIX и затем в XX веке его совершенствовали, улучшали. Было зарегистрировано более 30 тысяч патентов. А работоспособ­ный роторный двигатель был изобретен лишь в 1957 году.

Имя Феликса Ванкеля, изобретателя, а также чертежи, рисун­ки, фотографии «чуда XX века» долгое время не сходили со страниц автомобильных журналов. Писалось о «ликвидации полувековой несуразицы», о «революции в мире моторов».

В самом деле, на перевод возвратно-поступательных движений во вращательные затрачивалось слишком много энергии. А в ро­торном двигателе нет ни шатунов, ни коленчатого вала, ни маховика.

Ванкель посвятил своему изобретению всю жизнь: первый патент он получил в 1929 году, затем совместно с фирмой БМВ построил первый экспериментальный мотор, далеко не совер­шенный.

А потом (это уже было после второй мировой войны) началось сотрудничество Ванкеля с западногерманской фирмой НСУ. Ротор­ный двигатель, изрядно модернизированный, был построен при участии профессора Штутгартского технического училища Байера.

При равном весе поршневого и роторного двигателей мощность последнего значительно выше.

Рассказывают, что, когда двигатель Ванкеля установили на автомобиле «Принц», шофер открыл капот и, всплеснув руками, крикнул:

— Украли!

А дело было в том, что водитель не разглядел малютку дви­гатель мощностью, кстати, 29 л. с. Вот какие чудеса случались с детищем Ванкеля!

Чудеса ли то были? Настоящие чудеса начались позднее. Вот вкратце судьба изобретения. Сначала были восторги. Фирма НСУ даже приступила к серийному производству автомобилей с новым двигателем. Один из этих автомобилей, между прочим, был признан лучшей моделью 1967 года. Успех фирме тем не менее но­вый двигатель не принес. Она потерпела банкротство и была по­глощена другой, более мощной фирмой «Фольксвагенверк».

Во Франции на заводах «Ситроен» выпустили модель М-35 с роторным двигателем. И это не привело к успеху.

А вот в Японии двигатель Ванкеля по-настоящему было при­шелся ко двору. Там, а не в Европе начался массовый выпуск автомобилей с роторными двигателями. Всего их выпустили больше миллиона.

И тогда в ФРГ спохватились. Фирма «Даймлер-Бенц», одна из старейших в Европе, разработала свой вариант роторного двигателя мощностью 350 л. с. Его установили на опытном образце легкового автомобиля.

Все бы хорошо. И скорость у этой машины приличная (290 км/ч), и довольно быстрый разгон с места. Однако автомобиль не был пущен в серийное производство. И даже руководители одной из ведущих автомобильных корпораций мира «Дженерал моторе», затратив на создание и испытание роторного двигателя миллионы долларов, заявили, что прекращают в этой области все дальнейшие работы. Причина? Их несколько. Главные же — две. Малютка двигатель оказался очень «прожорливым», т. е.

неэкономичным, к тому же его выхлопные газы были токсичнее, чем ожидали.

А японцы не успокоились. Они изготовиЛи надежный и бес­шумный роторный двигатель, поставили его на «Мазду». 80 тысяч километров пробега гарантировали они новой модели машины. Было выпущено более миллиона таких автомобилей..

) Казалось бы, Ванкель может вздохнуть облегченно: его много­страдальное детище наконец-то обрело долгую жизнь.

Надежды, надежды... Как часто они не сбываются: двигатель оказался недостаточно экономичным.
 
Rambler's Top100