Жертв станет меньше

Полностью безопасный автомобиль — это пока лишь мечта. За последние годы конструкторами, дорожными службами и го­сударственной автомобильной инспекцией немало сделано для того, чтобы движение автомобилей стало более безопасным. По­степенно уменьшается число жертв дорожно-транспортных про­исшествий. Но, как это ни прискорбно, под колеса машин попа­дает еще много людей, гибнут или получают травмы водители и пассажиры.

Поэтому конструкторы продолжают все с большим упорством создавать для автомобиля средства пассивной и активной безопас­ности. И все активнее им в этом начинают помогать электронные приборы. Однако в процессе внедрения электронной аппаратуры возникает ряд проблем — это, в частности, ее дороговизна и недос­таточная надежность.

Постепенно все эти вопросы будут решены. Уже сейчас элект­ронные приборы становятся все более миниатюрными, повышается их надежность.

Модели автомобилей 1990 года будут иметь столько электрон­ных приборов, что их суммарная стоимость составит 10—20% от стоимости всей машины (сейчас примерно 2%).

Для регистрации скорости движения автомобиля, как вы знае­те, служат спидометры, устанавливаемые обычно на приборном щитке. Чтобы узнать скорость, водителю достаточно бросить взгляд на шкалу спидометра. На это требуется не менее 0,5 секун­ды. Но не забудьте, что на это время внимание водителя отвлечено от наблюдения за дорогой. При малой скорости движения это не опасно. А при большой? За 0,5 секунды при скорости 100 км/ч автомобиль проедет около 15 метров. А это уже немалое расстоя­ние. Только поэтому на гоночных автомобилях стали применять новинку: шкала спидометра проецируется прямо на ветровое стекло автомобиля. Водитель может наблюдать за изменением скорости, не отрывая взгляда от дорожного полотна. Такая конструкция спидометра будет применяться в будущем и в обыч­ных автомобилях, так как она повышает безопасность дви­жения.

Наблюдение за скоростью движения — существенный элемент управления автомобилем. Однако, пожалуй, водителю наиболее важно знать, когда превышена допустимая скорость. Электронные сигнальные устройства могут предупредить шофера, если достиг­нут этот предел, например 100 км/ч. В этом случае шкала спидо­метра внезапно окрашивается в красный цвет. Могут быть, конеч­но, и другие предупредительные сигналы.

Система электронных приборов, управляемых мини-ЭВМ или даже микро-ЭВМ, обеспечит наиболее полную и быстро доходя­щую до водителя информацию.

На приборном щитке будут устанавливаться восемь (иногда и больше) прямоугольных миниатюрных экранов. Они при нормаль­ных параметрах: температуре охлаждающей жидкости, давлении масла, уровне топлива в баке и других — будут окрашены в зеле­ный цвет. Если какая-либо измеряемая величина отклонится от нормы, то экран немедленно окрасится в желтый цвет. А если Параметр достигнет критического значения, экран приобретет красную окраску. Водитель в этом случае должен нажать переклю­чатель. На экране появится числовое значение измеряемой величи­ны. Например, красный цвет приобрел экран, контролирующий уровень топлива в баке. После нажатия кнопки на экране загорит­ся надпись: «Осталось 2 литра бензина».

Такая электронная система будет меньше отвлекать внимание водителя и значительно увеличит получаемую им информацию. Эти системы найдут широкое применение уже в автомобилях 1990 года.

Западногерманская фирма БМВ разработала бортовую ЭВМ, анализирующую следующие параметры: время, расстояние авто­мобиля до объекта и пройденный им путь, скорость, средний и мгновенный расход топлива, запас хода по остатку топлива, температуру окружающего воздуха. Этот последний параметр очень важен для безопасности движения. В том случае, когда темпера­тура наружного воздуха опускается ниже нуля градусов, заго­рается предупредительный красный свет — осторожно, возможен гололед. А это означает, что надо немедленно снижать скорость автомобиля, ехать, соблюдая все меры предосторожности — не тормозить, не делать резких движений рулем и т. д.

Большую роль при внедрении электронной техники в автомо­бильном транспорте сыграют компактные и относительно недо­рогие дисплеи. Дисплеи устанавливаются на панели управления автомобилем.

Компактный дисплей, который применяется уже сейчас и, безусловно, будет широко использоваться в автомобилях бли­жайшего будущего,— это герметически соединенные стеклянные пластинки, на поверхности которых напылением или каким-либо другим способом нанесены электроды. Между пластинами нахо­дится неон. При определенном напряжении он начинает све­титься.

Но и дисплеи уже не устраивают конструкторов. Они стремят­ся еще быстрее довести до сознания водителя информацию о неполадках в автомобиле. С этой целью инженеры пытаются применять синтезаторы речи. Например, если вы не пристегнули ремни безопасности, а автомобиль тронулся, вежливый голос вас предупредит: «Пристегните ремни». Но «от вы начали дви­жение, не выключив стояночный тормоз.
Следует другое пре­дупреждение.

Система синтеза речи включает в себя механизм воспроизве­дения речи и устройство памяти, в которое в закодированном виде занесены необходимые слова. По команде микрорегулятора сигналы из соответствующих ячеек памяти поступают в механизм воспроизведения речи и произносятся в виде фраз.

Конструкторы и испытатели настойчиво работают и над совер­шенствованием элементов пассивной безопасности автомобиля. Ремни безопасности становятся удобнее. Они не стесняют движе­ний водителя и пассажира. И только в момент столкновения срабатывает инерционное устройство и плотно пристегивает води­теля и пассажиров к сиденьям.

Продолжают улучшаться надувные подушки, защищающие водителя от удара при столкновении. Повышается надежность их действия.

Но статистика показывает, что надувные подушки далеко не при всех видах столкновений спасают водителя и пассажиров от травм. При боковом столкновении датчик подушки может не сработать. Поэтому в будущем, очевидно, будут применять двой­ную систему защиты — и ремни безопасности и надувные по­душки.

Ведущиеся сейчас работы по совершенствованию средств пассивной безопасности дают возможность предполагать, что в автомобилях 2000 года будет обеспечено сохранение жизни пас­сажиров и водителя и отсутствие серьезных травм, причем даже при лобовом столкновении на скорости до 80 км/ч.

Как обнаружить неисправность?

Есть ли абсолютно надежные автомобили, у которых не выхо­дила бы из строя ни одна деталь? Нет, таких пока не существует. У небольшого числа автомобилей происходят поломки уже при гарантийном пробеге. По существующим положениям завод, выпустивший такой автомобиль, бесплатно устраняет дефект, неся при этом, конечно, расходы. Так, может быть, заводу выгоднее делать абсолютно надежные машины? Нет, не выгоднее.

Сделать абсолютно надежный автомобиль в принципе возмож­но. Но стоил бы он, по подсчетам специалистов, в 100 раз дороже обычного автомобиля.

Ну а как быть потребителю? Ведь у него появляется неуверен­ность. В любой, причем обычно в самый непредвиденный момент автомобиль может остановиться. Иногда и шоферу-профессионалу трудно сразу найти дефект. А непрофессионалу? Ведь таких води­телей сейчас большинство. Им тем более сложно.

В будущем на помощь таким водителям придут электронные устройства. Они точно укажут, в чем заключается неполадка.

Конструкторы решили применить в автомобиле так называе­мые диагностические розетки. Каждая такая розетка соединена с датчиком, который устанавливается на каком-либо узле авто­мобиля. На станции техобслуживания к розетке подсоединяется прибор, выявляющий характер дефекта. Но до станции техоб­служивания еще надо доехать. Поэтому наметился и другой, более перспективный метод диагностики, с использованием борто­вой ЭВМ. Этот метод вообще-то не , новый. Уже сравнительно давно в медицинской практике ЭВМ ставит диагнозы больным. Почему же подобный метод не применить для выявления не­исправности в автомобиле?

На некоторых моделях автомобилей концерна «Дженерал моторе» выпуска 1981 года уже осуществляется диагностика с помощью бортовой ЭВМ. При возникновении неисправности ав­томатически включается цифровой индикатор, обозначающий неисправный узел. Правда, пока предусматривается диагностировать всего 22 узла. Но и это уже вполне устроит водителя. Установленные в автомобильных узлах датчики заметят, допустим, изменение давления, повышение температуры или увеличившийся уровень вибрации. Бортовая ЭВМ проведет анализ сигналов, полученных от датчиков, и определит характер неисправности. В большинстве случаев просто обратит внимание водителя на имеющийся в узле какой-то дефект.

Синтезаторы речи можно соединить с диагностической систе­мой, и водитель будет получать тогда предупреждения о неисправ­ностях автомобиля. Например, синтезатор может сказать о давле­нии в шинах, известить о износе тормозных накладок и т. д. В принципе даже возможно сделать такие системы, которые предупреждали бы о выходе из строя тех или иных ответствен­ных узлов, деталей.

Но и этого мало конструкторам. Они стремятся сделать такой автомобиль, который управлялся бы с помощью голоса водителя. Нужные для этого устройства проходят испытания. Вероятно, в недалеком будущем уже можно будет по команде водителя поднять или опустить боковые стекла, открыть дверцу, запустить дви­гатель.

При этом автомобиль станет «знать» своего хозяина и членов его семьи и будет реагировать только на тембры их голосов.

Тогда отпадает необходимость в замке зажигания. Да и похи­тить автомобиль станет невозможно.

Однако все эти новинки носят скорее всего рекламный характер и существенно не повлияют на технический прогресс в автомо­билестроении.

В Советском Союзе диагностическая система впервые установ­лена на магистралях седельных тягачей МАЗ-6422. Она информи­рует водителя (пока без помощи синтезатора речи) о состояний двигателя, неисправностях в тормозной системе.

Антиблокировочные системы — что это такое?

На скользком шоссе сцепление автомобильных шин с полотном дороги очень мало. Поэтому при малейшей оплошности водителя возникает юз. Автомобиль теряет устойчивость — возможен его занос Чем больше скорость машины, тем вероятнее занос. Автомо­биль перестает слушаться руля и может развернуться на 90°, 180° и даже больше. Особенно часто юз бывает при гололеде.

Можно ли избежать юза? Да, можно. Ученые и инженеры разработали для автомобиля специальные антиблокировочные устройства, которые предотвращают юз. Применение таких уст­ройств резко увеличивает устойчивость автомобиля при тормо­жении. И здесь опять на помощь человеку пришла электроника. Это электронные приборы мгновенно устанавливают момент нача­ла блокировки колес и дают сигнал для уменьшения тормоз­ной силы.

Но... оказалось, что электронные устройства не всегда доста­точно надежны. Так, нормальной работе электронных приборов мешают радиопомехи.

А нельзя ли чем-то другим заменить электронные устройства в антиблокировочных системах? Можно. В частности, механи­ческими системами. Их применяют. Однако получаются очень сложные и громоздкие конструкции.

И тогда японские специалисты предложили использовать... воздух. Да, обыкновенный воздух. Пневматические устройства в антиблокировочных системах вполне могут заменить электрон­ные приборы.

Антиблокировочные системы на современных автомобилях только-только начинают применяться. Широкому внедрению их прежде всего препятствует высокая цена — до 10% от стоимости автомобиля. Есть и чисто технические трудности. Но можно не сомневаться, что все эти препятствия будут преодолены, и в буду­щем каждый автомобиль станет оснащаться антиблокировочной системой.
 
Rambler's Top100