Игра стоит свеч

Конструкторов давно волнует вопрос: благодаря чему можно уменьшить массу автомобиля. Ведь даже сравнительно неболь­шое ее снижение сулит немалые выгоды. Судите сами. Уменьше­ние массы автомобиля на 200 кг позволит при 100-километровом пробеге снизить расход топлива на 1 литр. А цены на бензин, как мы уже писали, растут. Так что игра стоит свеч.

Но и в этом заключается еще не вся выгода. Сократится расход металла, других материалов.

Но как уменьшить массу автомобиля?

Ответ конструкторов таков: надо еще рациональнее продумать его компоновку. Еще? Но разве в этом не достигнут предел? Далеко нет. Так, если легковые машины делать переднеприводными и с поперечным расположением двигателя, масса их снизится благодаря тому, что несколько уменьшится длина автомобиля.

Далеко не случайно, что перспективные зарубежные модели автомобилей уже переднеприводные.

И наши предприятия ВАЗ, АЗЛК и запорожский «Коммунар» усиленно работают над созданием моделей переднеприводных автомобилей. Тенденция автомобилестроения такова, что в бли­жайшие 10—15 лет во всех развитых странах производство мало­габаритных переднеприводных машин будет расширяться.

Перспективным планом концерна «Дженерал моторе» преду­сматривается, что все его легковые автомобили, кроме одной модели, спортивной, к 1988 году будут иметь привод на передние колеса.

Одновременно уменьшится масса автомобилей, их габаритная длина и база (расстояние между осями).

В будущем в автомобилестроении найдут широкое применение легкие и прочные материалы: магний, алюминий, титан и пластмас­сы, армированные стекловолокном и особенно углеродистым волок­ном, которое значительно прочнее легированной стали.

Вот несколько примеров. Рессоры, сделанные из армированных пластмасс, в 3—4 раза легче стальных.

Титан — металл дорогой. Пока его применяют главным обра­зом в авиационных и космических аппаратах. Но в будущем он, вероятно, станет широко применяться и в автомобилестроении. Ведь титан прочен, не подвержен коррозии.

Концерн «Форд» в 1979 году создал экспериментальный ав­томобиль, у которого кузов, бамперы, колеса и многие другие детали были сделаны из пластмассы, армированной углероди­стым волокном. Но это пока только эксперимент. В серийное производство такие автомобили пойдут не скоро. Углеродистое волокно сейчас изготовляется в очень малых количествах — оно дефицитно, имеет высокую стоимость. Поэтому, как ни заман­чива перспектива использования легких материалов, приходится искать и другие способы снижения массы автомобиля, который в процессе своего совершенствования постепенно, но неуклонно насыщался все новыми узлами, приборами, оборудованием.

Теперь конструкторы все чаще задумываются: а нельзя ли снять с автомобиля лишние узлы, например запасное колесо?

Сколько в автомобиле проводов?

В современном автомобиле суммарная длина проводов дости­гает 400 метров. Это больше, чем в многокомнатной квартире.

Кроме того, в автомобиле имеются десятки выключателей, есть несколько электродвигателей и много электрических ламп.

Как бы от всего этого избавиться? Но тогда, очевидно, надо отказаться и от множества удобств.

«Вовсе не обязательно,— говорят специалисты по электро­нике.— Достаточно всего нескольких проводов. Еще лучше, если место них будет один кабель».

Реально? Вполне. В экспериментальном автомобиле «Форд-корт» смонтировано несколько электронных блоков, а вдоль "о кузова проложен кабель. Монтаж этой системы прост, дешев, а и управлять такой машиной значительно удобнее— ведь многое за водителя делают автоматические приборы.

Да здравствует световой код!

А не лучше ли вместо кабеля использовать световод? Извест­но, что свет движется с огромной скоростью. Люди с давних времен научились использовать его для сигнализации. На Руси время нашествия врага зажигали костры. Они давали знать опасности.

,;В море трудно ориентироваться в ночное время, и потому на

егу, обычно на высокой скале, вспыхивает луч маяка. А нельзя ли свет транспортировать по трубе, как воду? /Сделаем простой опыт. Возьмем изогнутую трубку и направим солнечный зайчик. Интересно, появится ли свет на другом !це трубки? Нет, зайчик пропал. \ч Но так бывает только в необработанной трубке. Если же ее естся отшлифовать изнутри до зеркального блеска — свет идет с другого конца трубки.

По сходному принципу работает световод. Создателем оптического световода считается английский физик Д. Тиндаль 820—1893). Это изобретение долгие годы не использовалось. Зргда, впрочем, световоды находили применение в лабораторных приборах, в рекламном оборудовании. JB 60-е годы нашего века ими заинтересовались инженеры, ю положено начало промышленному производству световодов.

Но что же они из себя все-таки представляют?.. Да, есть а, точнее трубка. Она служит оболочкой. Внутри находится :ень, состоящий из сотен, а возможно и тысяч, стеклянных пластмассовых волокон, волокон тоньше волоса. По ним и аются световые импульсы.

зможности световодов чрезвычайно велики. Например, сми и с поперечным расположением двигателя, масса их снизится благодаря тому, что несколько уменьшится длина автомобиля.

Далеко не случайно, что перспективные зарубежные модели автомобилей уже переднеприводные.

И наши предприятия ВАЗ, АЗЛК и запорожский «Коммунар» усиленно работают над созданием моделей переднеприводных автомобилей. Тенденция автомобилестроения такова, что в бли­жайшие 10—15 лет во всех развитых странах производство мало­габаритных переднеприводных машин будет расширяться.

Перспективным планом концерна «Дженерал моторе» преду­сматривается, что все его легковые автомобили, кроме одной модели, спортивной, к 1988 году будут иметь привод на передние колеса.

Одновременно уменьшится масса автомобилей, их габаритная длина и база (расстояние между осями).

В будущем в автомобилестроении найдут широкое применение легкие и прочные материалы: магний, алюминий, титан и пластмас­сы, армированные стекловолокном и особенно углеродистым волок­ном, которое значительно прочнее легированной стали.

Вот несколько примеров. Рессоры, сделанные из армированных пластмасс, в 3—4 раза легче стальных.

Титан — металл дорогой. Пока его применяют главным обра­зом в авиационных и космических аппаратах. Но в будущем он, вероятно, станет широко применяться и в автомобилестроении. Ведь титан прочен, не подвержен коррозии.

Концерн «Форд» в 1979 году создал экспериментальный ав­томобиль, у которого кузов, бамперы, колеса и многие другие детали были сделаны из пластмассы, армированной углероди­стым волокном. Но это пока только эксперимент. В серийное производство такие автомобили пойдут не скоро. Углеродистое волокно сейчас изготовляется в очень малых количествах — оно дефицитно, имеет высокую стоимость. Поэтому, как ни заман­чива перспектива использования легких материалов, приходится искать и другие способы снижения массы автомобиля, который в процессе своего совершенствования постепенно, но неуклонно насыщался все новыми узлами, приборами, оборудованием.

Теперь конструкторы все чаще задумываются: а нельзя ли снять с автомобиля лишние узлы, например запасное колесо?
 
Rambler's Top100