«Ах, вы хитрить!»— сказали конструкторы

Одному из нас, авторов этой книги, как-то пришлось быть свидетелем весьма печального дорожного происшествия: на шоссе стоял сильно разбитый желтый «Москвич». Возле него суетились автоинспекторы и люди в белых халатах. Спасти никого не удалось.

— А ведь в «Москвиче» есть ремни безопасности,— заметил кто-то.— Если бы люди вовремя пристегнулись.,.

Ремни безопасности... Они стали обязательными для тех, кто сидит на переднем сиденье. А во Франции, например, и в ряде других стран начали пристегиваться и сидящие на задних си­деньях.

Ремни несколько сковывают действия водителя и пассажиров. Поэтому их, бывает, не застегивают. И чаще всего, как свиде­тельствует статистика, почему-то в ФРГ. Вот вам и немецкая аккуратность!

«Ах, вы хитрить»,— сказали конструкторы, имея в виду пас­сажиров, и создали такие ремни безопасности, не застегнуть которые нельзя. Эти ремни связаны с включателем стартера. Не пристегнулся — не поедешь.

А концерн «Форд» запатентовал автоматически застегиваю­щиеся ремни безопасности. Одним концом они крепятся не к си­денью, а к дверце. Чтобы освободиться от них, достаточно ее открыть. Кстати, самый серьезный недостаток ремней безопасно­сти — от них трудно вовремя освободиться в критических ситуа­циях. При авариях, ранениях это надо сделать иногда в считанные секунды. Под угрозой жизнь человека... И вот в ФРГ разработаны ремни, замок на которых автоматически открывается через 8 се­кунд после аварии.

А при какой скорости в момент удара ремни действительно гарантируют безопасность? Увы, при относительно малой, не превышающей 48 км/ч. Выходит, большие скорости уже опасны? «Нет,— говорят инженеры.— Только приобретите подушку»; Вы, вероятно, уже догадались, что речь идет о не совсем обычной подушке. Возле водителя находится своего рода пустая емкость, сделанная из специального материала. При столкновении она мгновенно наполняется газом. Удар смягчается.

Есть любопытная задумка — сделать ремни безопасности по­лыми. В момент аварии они будут надуваться.

Во многих странах, в том числе и у нас, в СССР, довольно плодотворно работают научно-исследовательские центры по изуче­нию вопросов, связанных с безопасностью движения. Еще недавно гибель из-за несчастных случаев на дорогах занимала третье место в мировой статистике смертности. Первое и второе отводи­лись сердечно - сосудистым и раковым заболеваниям. Теперь пугаю­щие цифры трагичных дорожных инцидентов начали заметно уменьшаться.

Будет ли безопасным автомобиль?


Автомобилей в нашей стране стало больше. Сотни тысяч ма­лоопытных водителей сели впервые за руль. И тем не менее коли­чество жертв дорожных происшествий в последние годы становит­ся меньше. Здесь сказались совместная работа автомобилестроите­лей, дорожников, автоинспекции...

Основная задача конструкторов заключается в повышении активной и пассивной безопасности автомобиля. Активная бе­зопасность—это надежные тормоза и руль, это мощные, но не ослепляющие фары, это продуманная система сигнальных огней и даже светлая окраска автомобиля, наконец, надежная работа двигателя и всех узлов автомобиля, обеспечение минимальной утомляемости водителя. Короче говоря, это такая конструкция автомобиля, которая уменьшает возможность возникновения аварии.

. Однако, по крайней мере в настоящее время, какой бы безо­пасной конструкция автомобиля ни была, авария все равно воз­можна. Поэтому конструкторам приходится решать и вторую задачу— добиться минимальной тяжести последствий для во­дителя и пассажиров в результате возникновения аварии, умень­шить вероятность смертельных травм, т. е. обеспечить пассив­ную безопасность автомобиля. Это и ремни безопасности, и спе­циальная конструкция кузова, и безопасные бамперы, и руль, и много других приспособлений.
 
Rambler's Top100