Мгновение до беды

Да, именно мгновения подчас и не хватает водителю, чтобы выйти с честью из аварийной ситуации.

Что же такое аварийная дорожная ситуация? Одна, как пра­вило, редко похожа на другую. Но в возникновении этих ситуаций прослеживаются общие закономерности. Часто виновата надежда на авось («Может, проскочу красный свет?»). Но еще чаще — со­стояние опьянения у водителя. Это бывает взаимосвязано. Даже легкое опьянение нередко бывает причиной дорожного «героизма» и, следовательно, аварии. Установлено, кстати, что попытки быстрого отрезвления с помощью черного кофе, холодного душа не сни­мают опасности аварии.

Специалисты считают алкоголь одной из главных причин дорожных происшествий. Меры против пьяниц за рулем применяются довольно жесткие.

В Англии дорожная полиция имеет право остановить любую машину. Прибор, называемый «Алкотест», подносят ко рту води­теля. В приборе имеются кристаллы, приобретающие зеленый цвет, если в выдыхаемом воздухе находятся алкогольные пары. Нарушителю грозит штраф 100 фунтов стерлингов или тюремное заключение сроком на 4 месяца. К тому же он непременно лишает­ся на год водительских прав.

В Голландии пьяного за рулем также ожидают тюрьма и лише­ние на некоторое время водительских прав.

Возрастание числа аварий, связанных с управлением автомо­билем в состоянии опьянения, вынудило и власти США более стро­го относиться к любителям спиртного за рулем.

Специалисты концерна «Дженерал моторе» разработали даже специальное устройство, которое само определяет нетрезвое со-; стояние водителя и автоматически блокирует управление автомобилем при определенной степени опьянения, i Оригинальный метод борьбы с водителем, садящимся за руль в нетрезвом состоянии, придумали в Австралии. Автомобили, пьяные владельцы которых были задержаны полицией, в обяза­тельном порядке оборудуются специальным приспособлением. Водитель, прежде чем сесть за руль, должен подышать в трубку. Если прибор установит, что водитель находится в состоянии опья­нения, автомобиль сможет двигаться только на первой передаче и с мигающими фарами.

Естественно, что все расходы, связанные с установкой прибо­ра, несет сам нарушитель.

Безопасно, как у себя дома

К этому заголовку необходимо добавить слово «почти». Потому что полной безопасности на дороге быть не может.

Когда-то прибавке к скорости автомобиля в несколько кило­метров в час только радовались. И постепенно скорости 100 и 120 км/ч стали казаться привычными.

И тогда люди, нет, не ужаснулись, а просто опомнились. «Не­обходимы срочные меры»,— решили они. И меры были приняты. Так, Токио по числу дорожных происшествий считался среди крупнейших городов мира одним из рекордсменов. Но вот скорость движения машин на его улицах ограничили до 40 км/ч, и число дорожных происшествий резко уменьшилось. Ограничения скорос­ти были приняты и в других странах.

Хорошая обзорность, причем обзорность круговая,— непре­менное качество современного автомобиля. Сейчас инженеры осо­бое внимание уделяют улучшению системы зеркал заднего вида. Уже создано зеркало нового типа. Оно расширяет угол зрения водителя в 3 раза по сравнению с обычным, т. е. дает возможность водителю видеть обе стороны дороги, не поворачивая головы.

Безопасное, удобное движение может быть только на хороших дорогах. О них писать можно много. Дороги стелются по земле, взлетают на бетонных столбах над крышами домов, они бывают однополосные, четырех-, шести- и даже... 32-полосные.

Как нам ходить?

Мы говорили лишь о водителях и дорогах. Но для безопасности движения немаловажно и поведение пешехода. Так что решение проблемы (безопасности движения) кроется в триединстве: води­тель— дорога — пешеход.

В своей беспечности пешеход часто надеется на тормоза ма­шины: ничего, мол, не случится, они вовремя остановят автомо­биль. И тормоза действительно могут остановить. Они постоянно совершенствуются, становятся надежнее. Конструкторы исполь­зуют для этого пневматику, регуляторы тормозных сил.

Однако не станем обольщаться. Ведь и. самые надежные тор­моза не могут сразу остановить автомобиль.

Дисциплинированность нужна не только водителям, но и пеше­ходам. В результате дорожных происшествий гибнет очень много пешеходов. И если, например, перед вами железная ограда, разъединяющая дорогу и тротуар, не надо спешить через нее перелезать. Это может окончиться очень печально. Надо непремен­но воспользоваться «зеброй»— специальной дорожкой или под­земным переходом, если такой имеется.

Кстати, на «зебре» по правилам дорожного движения пешеход перед водителем имеет преимущество. Водитель тут должен сбавлять скорость или останавливаться.

Внимание! Красный свет

Как переходить улицу с интенсивным движением, это знают уже дошкольники. Но вот что любопытно — знания знаниям рознь. Это касается и навыков. Ни один здравомыслящий человек не станет, например, есть суп вилкой. Нелепость!

Точно такая же нелепость идти на красный свет. Но как часто мы наблюдаем такую картину: дорогу перебегают и взрослые, и дети... А это ничем не оправданные жертвы и разбитые авто­мобили.

В нашей стране в правила дорожного движения введен пункт об ответственности пешеходов. Если из-за недисциплинированно­сти пешехода произошла авария, придется отвечать.

Постоянно совершенствуется управление движением автомо­бильного транспорта. Появились светофоры, в которых красное стекло несколько больше желтого и зеленого, а также светофоры со звуковым сопровождением световых сигналов.

Будущее же за программированным управлением с помощью электронно-вычислительной машины. Впрочем, почему будущее? Уже сейчас в крупных городах мира используются такие системы. Например, в центре Рима смонтировано автоматическое устройст­во, которое позволяет управлять 50 светофорами на перекрестках. Система работает по специальной программе. Эта программа закладывается в электронно-вычислительную машину, контроли­рующую движение в зоне при помощи аппаратуры, расположен­ной на трассе. ЭВМ сравнивает истинное движение транспорта на улицах с этой программой, затем мгновенно включает тот или иной светофор.

А в Вашингтоне подобная система имеет более 500 датчиков и много аппаратуры для обработки поступающих данных. Резуль­тат? Да неплохой. Задержки автомобилей и другого транспорта на перекрестках значительно снизились.

В некоторых городах нашей страны, к примеру, на нескольких магистралях в г. Горьком, безостановочное движение транспорта обеспечивает система «Зеленая волна». В Москве создана теле­механическая система регулирования движения «Старт».
 
Rambler's Top100