За рулем, когда темно

Наибольшее число аварий совершается с 17 до 20 часов. Это время соответствует часам «пик», а в осенне-зимний период сов­падает с периодом плохой видимости.

Вот один пример. Число дорожных происшествий за один час темного времени в нашей стране вдвое больше, чем за один час дня.

Вы в автомобиле мчитесь ночью по шоссе. Сидите впереди на месте пассажира. Внезапно свет встречной машины ударяет вам в глаза, и вы зажмуриваетесь. Вы, но не водитель. Ибо, если он зажмурится, ему, возможно, уже глаз не открыть. Это мгновение может стать последним в его жизни.

Конструкторы попробовали установить на автомобилях «ко­соглазые» фары, которые больше освещают правую сторону дороги.

Что ж, хорошо. А как быть, если у автомобиля обычные фары? Нужно правильно ими пользоваться. Чтобы не ослепить водителя встречного автомобиля, необходимо своевременно переключить свет с дальнего на ближний. При этом фары должны быть правиль­но отрегулированы.

Будущее, возможно, за поляризованным, т. е. рассеянным осве­щением дороги — такие фары значительно меньше ослепляют водителей встречных машин. Поляризованное освещение потре­бует на 30% увеличить мощность источников света.

Вероятно, наша книга попадет в руки и начинающим автомо­билистам. Хотим остановить их внимание на следующем. Глаза наши устроены очень сложно. Они могут приноровиться и к темно­те и к густому туману, однако для этого им нужно время.

Попробуйте выйти ночью на улицу из ярко освещенной комна­ты, и вы сразу ослепнете. Не совсем, а на какие-то секунды. Это не опасно, если вы стоите на крыльце дома. Но кратковремен­ное ослепление может обернуться трагедией, если вы, молодой водитель, за рулем.

Ночью за рулем надо быть бдительным и еще раз бдительным.

Улетающие «дворники»

Немало сложностей возникает при езде в плохих погодных условиях — в дождь, снегопад. Стекла становятся непрозрачными. Обычно щетки («дворники») устанавливаются лишь на передних стеклах. Но есть автомобили, в которых щетками и средствами обмыва оснащают задние и боковые стекла. Водитель привыкает к равномерному движению щетки. Но вот он прибавил скорость, на спидометре 180 км/ч. Что это? Где «дворник»? Оказывается, при больших скоростях (170—200 км/ч) щетки срывает сильный порыв ветра.

Конструкторы нашли выход из затруднения. Они стали устанав­ливать на щетках антикрылья. Конечно, очень маленькие. Отныне «дворникам» высокая скорость не страшна.

Когда придумали триплекс?

Давайте попутно выясним, какое же стекло наиболее безопасно в автомобиле. Обычное оконное не поставишь. И думать нечего. Камешек, вылетевший из-под колеса впереди идущей машины, разобьет его вдребезги.

Одно время для автомобилей употреблялись закаленные стек­ла. Они были намного надежнее. При аварии стекла разлетались на мелкие куски. Убить осколочки не могли, но иногда наносили ранения. Однако, если стекло не разлеталось от удара, то оно покрывалось трещинками и мгновенно мутнело.

Вот о чем свидетельствует статистика. Во Франции около

2000 человек ежегодно частично или полностью теряли зрение из-за ранений осколками закаленного стекла% С 1976 года в этой стране его запрещено ставить на автомобилях.

Где же выход? «В триплексе»,—сказали инженеры.

Триплекс — это трехслойное стекло. Правда, средняя часть его совсем не стеклянная, она представляет собой эластичную прокладку.

В 1905 году англичанин Вуд запатентовал способ изготовления этого безопасного стекла. Семь лет спустя во Франции был нала­жен промышленный выпуск триплекса. В США же это слоистое стекло было впервые установлено на автомобиле «Кадиллак» лишь в 1929 году. Его изобретение было чрезвычайно важно. Наряду с использованием высококачественной стали и каучука применение триплекса имело большое значение в развитии авто­мобилестроения.

На посту «Чарли»

Как мы уже говорили, в 1965 году американский адвокат Р. Найдер издал книгу «Опасен на любой скорости». Найдер нашел у автомобилей компании «Дженерал моторе» столько недостатков, что руководители концерна стали беспокоиться за сбыт своей продукции. А конструкторы корпорации «Форд», чтобы опередить события, т. е. не потерять покупателей, выступили с программой создания безопасного автомобиля.

Но может ли автомобиль быть безопасным, если он мчится со скоростью 150—200 километров в час? Водитель даже с отлич­ной реакцией неизбежно делает ошибки. А ведь таковых водителей отнюдь не большинство.

Первой задачей для властей и полиции стало наведение строгой дисциплины на дорогах. На нарушителей стали налагать большой штраф. Так, в Италии водитель, превысивший допустимую ско­рость на 15 км/ч, штрафуется на 50 тысяч лир. Большие превыше­ния скорости наказываются серьезнее — штраф до 600 тысяч лир.

Специальная шкала штрафов установлена в ФРГ. За различ­ные превышения скорости водители там выплачивают от 40 до 300 марок.

Строга полиция к «гонщикам» и в США. Там на магистралях с интенсивным движением установлены электронные приборы. Они мгновенно фиксируют слишком быстро едущий автомобиль, затем сообщают об этом по радио на контрольный пункт. Полиция, таким образом, имеет возможность быстро задержать наруши­теля..

А на обочине автострады у Франкфурта-на-Майне (ФРГ) был установлен регулировщик движения автомат «Чарли»— робот. Выкрашенный в ярко-оранжевую люминесцентную краску, робот машет флажком, требуя от водителя сбавить скорость. Если же требование его не будет выполнено, «Чарли» запишет номер машины.

Контроль за движением на трассах в некоторых странах осу­ществляется с воздуха. В СССР для этого используются вертолеты, а в США беспилотный мини-самолет «Летающий глаз»; он осна­щен двумя телекамерами. Вес «Летающего глаза» 50 кг, скорость до 200 км/ч.
 
Rambler's Top100