Пожары на дорогах

Осенью 198... года мы проезжали поздним вечером по шоссе Горький — Казань. Было темно, ветрено, лил дождь. Неожидан­но за поворотом взметнулся столб огня. Когда мы приблизились, пламя уже засыпали землей, пострадавших отвезли в больницу.

Что же произошло на дороге? Автомобиль занесло на поворо­те, он ударился о столб и перевернулся. Оглушенные, раненые пассажиры не смогли сами выбраться из машины. Тут подбежали двое очевидцев происшествия.. Один из них чиркнул спичкой — и вспыхнуло горючее, вылившееся из бензобака...

Подобные случаи на дорогах — не редкость. Вот, как говорят журналисты, одна из аварий века. Она произошла в 1978 году в Испании. По дороге, недалеко от Барселоны, двигалась огромная автоцистерна с жидким газом — пропиленом. Вдруг лопнула ши­на. Автомобиль врезался в ограду кемпинга. Цистерну разорвало на три части. Средняя ее часть, величиной с грузовик, упала на -территорию кемпинга. Вспыхнул газ.

Любопытная подробность: пропилен не считался взрывоопас­ным. В заполненной газом цистерне, говорили, можно зажечь спичку, и ничего не случится. Поэтому его и возили в больших цистернах, не принимая особых мер предосторожности. Но так только считалось — не опасен. А на деле...

Взрыв был настолько силен, что часть цистерны весом 6 тонн (настоящий огненный гигантский снаряд) влетела в бар; людей там, к счастью, не было.

Зато во дворе кемпинга и поблизости от него жертв оказалось очень много — 200 убитых и 600 раненых.

Похожая на эту авария произошла в США. Только там везли другой газ пропан-бутан. Тягач тащил двухсекционную цистер­ну весом 18 тонн. Впереди ехала легковая машина. Внезапно она затормозила. Водитель тягача растерялся. Крутанул руль влево, вправо, резко затормозил. Цистерна оторвалась, врезалась в бе­тонную ограду и лопнула. Зрелище было поистине ужасное! Часть цистерны наподобие огненной ракеты отлетела на 500 метров, по­пала в фургоны с людьми, они мгновенно вспыхнули. Вторая же часть разломилась на три куска. Они летели в разные стороны и несли смерть. 50 человек было убито, 35 получили серьезные ране­ния и ожоги.

А нельзя ли сделать так, чтобы бензин при авариях не разли­вался и не вспыхивал? Инженеры решили вот что: рядом с бензи­ном должно быть огнегасящее вещество. Как же это выглядит в действительности?

Большой бак как бы состоит из нескольких маленьких. Все они соединены трубопроводом. Каждый маленький бак, назовем его камерой, находится в оболочке, наполненной огнегасящей жид­костью. «Шуба» весьма надежна. Часть вспыхнувшего бензина тут же гасится.

Однако у таких усложненных топливных баков есть один су­щественный недостаток — они весьма громоздки: на каждые 100 литров бензина приходится 30 литров огнегасящей жидкости. Кроме того, они дороги. Так что на серийных автомобилях их не устанавливают.

Однако конструкторы думают, где лучше расположить топ­ливный бак, а также из какого материала его изготовить. Вари­анты решений есть самые разные. Но все они отвечают одному непременному условию: горючее в случае растекания не должно попадать на нагретую трубу глушителя.

Часто во время аварий ломаются бензопроводы.

В последнее время вместо металлических труб в бензопрово­дах стали применяться шланги, которые не ломаются при ава­риях.

Шофер на побегушках

Труд шофера при всей его внешней легкости и привлекатель­ности далеко не прост. Он особенно труден в крупных городах, где автомобили по улицам идут сплошным потоком. Бесконечные пробки, сниженные скорости выматывают нервы водителям. А за последние десятилетия появилась новая забота — где припарко­вать, т. е. поставить автомобиль. На это уходит нередко довольно много времени.

В Нью-Йорке, например, много улиц, на которых запрещается стоянка машин. Приезжают люди из пригорода на работу в центр и оказываются в затруднении: что делать с машиной? Ее негде по­ставить. А поставишь автомобиль на первое попавшееся место — и полицейский оштрафует. Еще хуже, если машину отбуксируют на специальную стоянку. Тут уж придется заплатить более круп­ную сумму. Вот почему за последние годы в США появилась но­вая профессия — шофер на побегушках. За умеренную плату он садится в автомобиль приехавшего (тот отправляется по делам) и ездит на нем, бывает, полдня по городу. Затем к условленному часу возвращает машину владельцу.

Мы сидим в автомобиле

При вождении автомобиля все имеет значение. Даже то, как сидеть. Особенно при езде на дальние расстояния. Вот почему за последние десятилетия все больше внимания уделяется автомати­ческим помощникам шофера.

Приглядитесь, сидя в кабине автомобиля, к тому, сколько дви­жений делает шофер. Тут и включение зажигания, и переключение передач, и ежесекундное манипулирование рулевым колесом. Но­гам тоже находится работа: надо тормозить, выжимать сцепле­ние и т. д.

Автоматические устройства значительно облегчают эту рабо­ту. Мы имеем в виду управление и торможение. Но и переключе­ние передач тоже становится автоматическим.
Раньше как-то не обращали внимания на устройство сиденья водителя. Достаточно, что мягко, и ладно. А водители бывают не­высокие и очень рослые, толстые и худые. Им вовсе небезразлично, как сидеть за рулем. Поэтому сиденья грузовиков и легковых авто­мобилей делаются теперь регулируемыми. Их можно поднять, опу­стить, изменить при желании наклон спинки. А чтобы не повредить при ударе сзади шейные позвонки, передние сиденья выпускаются с подголовниками.

В СССР и ряде других стран запрещено перевозить детей на передних сиденьях. Это, как известно, опасно.

В США сконструировано специальное кресло для маленьких детей.

Оно крепится к заднему сиденью. И в нашей стране начался серийный выпуск таких мини-кресел.
Конструкторы много думают и над тем, как снизить в кабине шум, создать необходимый микроклимат.

Кондиционеры, приборы, регулирующие температуру и влаж­ность воздуха, со временем станут в автомобилях уже не рос­кошью, а необходимостью.

А сведущ ли водитель в медицине?


Тяжелая авария...
Ранены пассажиры. А кругом поля, где-то далеко виден лес, и никакого жилья.
Нет, конечно, поблизости и больницы.
Помощь же нужна немедленно, неотложная.

Участники войны хорошо знают, какое огромное значение для спасения жизни тяжелораненых имела срочная медицинская по­мощь на поле боя и немедленная эвакуация в медсанбат. Хорошо поставленная медицинская служба Советской Армии спасла жизнь миллионам солдат и офицеров.

В последние годы придается большое значение срочному ока­занию медицинской помощи на автомобильных дорогах.

Вот что показывают исследования, проведенные во Франции: очень часто смерть наступает в результате автомобильных ава­рий в первые три часа после происшествия. Выходит, десятки ты­сяч пострадавших смогли бы выжить, получив первую помощь. Вот почему там, во Франции, на обочинах дорог появляется все больше аппаратов для немедленной связи с полицией и ближай­шим медпунктом.

У дорожно-спасательной службы появились вертолеты. И ко­личество смертельных случаев на дорогах стало резко снижаться.

В нашей стране на обочинах автомагистралей стоят щиты с указателями, где написано, как найти ближайшую больницу. Кро­ме того, в дорожных правилах есть пункт, обязывающий каждого водителя иметь в автомобиле дорожную аптечку,

В Австралии же и этого показалось мало: там водительские права получает тот, кто может не только водить автомобиль, но и оказать при необходимости первую медицинскую помощь.
 
Rambler's Top100