Машины-метеоры

Не будем вас утомлять нагромождением цифр. Остановимся сразу на скорости 1000 км/ч. Далеко не каждому самолету суждено так быстро летать. Это под силу лишь реактивным машинам.

«А что, если попробовать,— решили конструкторы,— приспосо­бить к автомобилям самолетные двигатели?» Но тогда и за руль сподручнее садиться летчикам, они привыкли к огромным ско­ростям.

Так и вышло. Гоночный автомобиль с реактивным двигателем «Голубое пламя» повел американец Гарри Габелич, в прошлом летчик-испытатель. А построили суперавтомобиль на средства газовой компании. В 1970 году Габелич прошел по Бонневильскому солончаковому плато одну милю, показав среднюю скорость 1014,3 км/ч — первый случаи, когда автомобиль преодолел тысячекило­метровый рубеж скорости.

Что из себя представляло «Голубое пламя»? Это обтекаемый автомобиль, напоминающий ракету на колесах. Его длина 11,3 метра, вес 2250 кг.

«Наверное, не один миллион долларов,— возможно, подумэ­лось вам—выбросила газовая компания, построив «Голубое пламя».

Выбросила?.. Приобрела. Ведь оплата работ по созданию го­ночного автомобиля стала хорошей рекламой. А суть ее заключа­лась вот в чем: если, дескать, наш газ, как бы говорили руково­дители компании, может быть топливом для гоночных автомоби­лей, то он самый лучший. Покупайте! Покупайте!

И еще несколько подробностей о «Голубом пламени». Реактив­ный двигатель был способен развить тягу в 9366 кг. Однако во время заезда на идеально ровном 16-километровом участке двигателю «дали» только половину силы тяги. Иначе скорость «Голубого пламени» превысила бы скорость звука. Вот на что способны, оказывается, автомобили!

В декабре 1979 года 36-летний американский каскадер Стен Баррет на реактивном автомобиле «Будвайзер Рокит» на высох­шем озере в штате Калифорния развил скорость 1190,344 км/ч.

Однако рекорд Баррета не был утвержден ФИ А, так как гонщик не выполнил главного условия: не повторил заезд в обрат­ном направлении. Опьяненный успехом, он, видимо, не стал риско­вать. А успех заключался в том, что Баррет стал первым человеком на земном шаре, превысившим на автомобиле скорость звука.

Крупные фирмы на Западе не скупятся на оплату расходов по изготовлению гоночных автомобилей. Так, гонщик К. Бридлав (США) на средства фирмы «Гудиир» построил автомобиль «Дух Америки» с турбореактивным двигателем.

Испытали шины, предназначенные для этого автомобиля, на стенде при скорости 1360 км/ч, получили удовлетворительные результаты — и сразу же появилась реклама: «Покупайте наши шины».

И это не случайно. Шины для гоночных автомобилей имеют чрезвычайное значение, так как при больших скоростях они очень быстро выходят из строя. Для установления абсолютного рекорда скорости надо пройти дистанцию в двух направлениях. Обычно движение обратно совершается уже с другим комплектом пневма­тических шин.

Любопытно, что Стен Баррет на своем автомобиле применил алюминиевые колеса без каких-либо шин.

Абсолютный мировой рекорд скорости, установленный Г. Габеличем, был побит только 10 лет спустя, на этот раз английским гонщиком. В результате 6-летней работы английскому инженеру 37-летнему Р. Ноублу при содействии семи промышленных фирм удалось спроектировать и построить реактивный автомобиль «Траст-2». На автомобиле, внешне напоминавшем сигару, была установлена реактивная установка «Роллс-Ройс Авон» от истреби­теля «Лайтинг». Длина машины 8,2 метра, высота менее 1,5 метра, вес 3,9 тонны. Тяга реактивного двигателя — 7,7 тонны — могла обеспечить скорость 1100 км/ч. Колеса были без пневматических шин, из легкого и прочного титанового сплава.

В первом заезде Р. Ноубл прошел мерный отрезок со скоростью 1004,7 км/ч. Это его не смутило. В обратном направлении он развил скорость 1034,7 км/ч, установив, таким образом, новый абсолютный рекорд скорости — 1019,7 км/ч.

«Синяя птица»


Так называется пьеса известного бельгийского писателя М. Метерлинка. Синяя птица — это нечто неуловимое. Это мечта о счастье, греза, скрывающаяся в дали лет.

«Синей птицей» назвал свою машину английский гонщик Мал­кольм Кэмпбелл. Так и хочется его назвать рыцарем спортивных гонок. Еще до второй мировой войны он вступил в единоборство с американскими гонщиками и бил заокеанские рекорды один за другим. Кстати, он участвовал и в соревнованиях на моторных лодках. Его лодки носили то же название. Они все были «Синими птицами».

Малкольм умер в 1948 году, когда его сыну Дональду было 27 лет. Малкольм оставил сыну дом в Сассексе, сбережения в банке. Короче говоря, все, за исключением гоночного автомобиля и моторной лодки. Тем самым он как бы хотел сказать, что сын не должен получить его профессию.

Хватит гонок, хватит риска!

Вероятно, так бы и получилось если бы уже на следующий день после смерти Малкольма один американский гонщик не заявил публично, что он, дескать, готов побить все рекорды Кэмпбелла-старшего.

Дональд Кэмпбелл принял этот вызов. Вместе с Лео Баллу, механиком, который работал с его отцом, он отправился на озеро Конистон. Моторная лодка «Синяя птица» снова стремительно неслась по глади вод. А вскоре на старт была выведена и другая «Синяя птица»— гоночный автомобиль... И начался штурм рекор­дов. Это был упорный многолетний труд. Нет, скорее, одна, почти непрерывная гонка.

Американские бизнесмены с тревогой следили за успехами Кэмпбелла-младшего. Они подсылали к нему своих людей. Ему сулили деньги, большие деньги, он мог бы стать, наверное, мил­лионером/если бы начал рекламировать американские автомоби­ли, двигатели, шины.

Но Дональд не согласился на это. И снова гонки, гонки. «Это была жизнь на вершине курящегося вулкана»,—говорила его жена.

В 1960 году гоночный автомобиль Дональда, мчавшийся с ог­ромной скоростью, трижды перевернулся. Кэмпбелл выбрался из машины, отряхнулся и направился к санитарной машине.

Он был смелым человеком, любил риск. «Если страх владеет тобой, тебе нечего делать на трассе,— говорил он,— владеть страхом дел ен ты. Но если он совсем отсутствует, тогда тебе вообще не надо подходить к треку на пушечный выстрел».

Установив мировой рекорд скорости на моторной лодке (384,75 км/ч), Дональд Кэмпбелл заявил о своем намерении по­бить абсолютный мировой рекорд скорости и на автомобиле. И действительно в 1964 году на своей «Синей птице» с мотором мощностью 4500 л. с. он промчался в двух направлениях по гладкой поверхности высохшего соленого озера Эйр в Австралии со ско­ростью 648,588 км/ч, установив тем самым новый мировой ре­корд.

Дональд погиб во время попытки побить собственный же миро­вой рекорд скорости на моторной лодке. Славная, можно сказать героическая, жизнь.

Победы и трагедии


Есть теория смертности автогонщиков, созданная бразильцем Э. Фиттипальди. Согласно ей в каждом сезоне должно погибнуть от одного до трех гонщиков-профессионалов. Мрачные прогнозы, не правда ли? Но, увы, они часто сбываются.

Выдающиеся профессиональные гонщики получают порой огромные деньги. Но редко гонщик проводит за рулем больше десяти сезонов. Есть, правда, исключения.

Аргентинец X. М. Фанхио свой первый старт взял уже в 25-летнем возрасте. Признание и мировая слава пришли к нему через 15 лет. Фанхио становится чемпионом мира по кольцевым авто­гонкам. Ему предлагают выгодные контракты крупные автомобиль­ные фирмы. Еще бы, это очень заманчиво: знаменитого спортсмена использовать для рекламы своей продукции.

199 гонок провел Фанхио. В 78 из них он приходил первым. В 24 гонках на чемпионатах мира Фанхио побеждал.

Аргентинцы о нем говорили, что он родился с бензином в крови.
На одну гонку больше, чем Фанхио, выиграл на чемпионатах мира шотландец Джим Кларк. Только на одну!

В 1968 году во время гонок на «Трофей Европы» он разбился.
Его «Лотус-Косворт» из-за поломки на скорости около 250 км/ч перестал слушаться руля и налетел на дерево.

Трагична и судьба итальянских спортсменов Аскари. 26 июля 1925 года погиб на гонках прославленный гонщик Антонио Аскари. Трасса проходила в окрестностях Милана. С ней связано много трагедий. В 1955 году там погиб Альберто Аскари, через несколько лет Вольфганг фон Трикс, затем Йохен Риндт (1970).

Когда погиб Антонио Аскари, его сыну Альберто было 7 лет. Мы не знаем, о чем он думал в то время. Вероятно, о том, как стать гонщиком, потому что все последующие годы он стремился к этому. В 20 лет Альберто завоевал золотую медаль в много­дневных мотоциклетных гонках. Затем был дважды чемпионом мира уже как спортсмен-автомобилист. Увы, Альберто тоже погиб.

Сына своего, словно испытывая судьбу, он назвал Антонио, так, помните, звали деда мальчика.

Мать умоляла сына не думать о гонках. Напрасно. Антонио-младший стал спортсменом. Однако, чтобы застраховать себя от несчастья, он решил не садиться за руль по... 26 числам: ведь 26 июля 1925 года погиб его дед.

Если автомобиль загорелся


Сейчас многие из гоночных автомобилей оборудованы спе­циальной противопожарной системой.

В машинах устанавливаются датчики, чувствительные полу­проводниковые приборы. И вот, если где-то под капотом или "в других узлах начинает стремительно подниматься температура, перед водителем вспыхивает сигнальная лампочка. Он нажимает специальную кнопку, и пена из огнетушителя под давлением сжатого газа заливает пожароопасные места.
Но система может срабатывать и без участия водители, т. е. автоматически.
 
Rambler's Top100