Топливо будущего

Двигатель легко заводился даже в сильный мороз и работал устойчиво Длительное время. Все же риск был большим. Водо­род— газ взрывоопасный. И взрывы были. Чтобы избежать это­го, в цилиндры двигателя подавали воду.

Ленинградские умельцы преодолели все трудности. За чрезвы­чайно короткий срок они решили сложнейшую техническую пробле­му. В течение месяца на водородное топливо было переведено больше 200 грузовиков, что позволило блокадному городу сэконо­мить дефицитный бензин.

В 50-е годы за рубежом были построены первые водородные двигатели. Койечно, очейь далекие от Совершенства.

И сейчас инженерам есть над чем подумать: водород взрыво­опасен и способен улетучиваться через Мельчайшие поры в стенках сосудов.

Чтобы надежно хранить газообразный водород, потребуются не обычные металлические баллоны, а с утолщенными стенками, примерно как у артиллерийского снаряда. Нелегко придется авто­мобилю с такими «снарядами». Повози-ка на себе эдакие ма­хины!

Есть и другая возможность — заставить работать двигатель на жидком водороде. Но возникает новая сложность. Оказывается, жидкий водород можно хранить только в открытом сосуде, иначе будет взрыв.

Кроме того, жидкий водород постоянно испаряется. И потеря его весьма существенна. А это все равно, что иметь бензобак с дыркой.

Впрочем, вместо сжатого или жидкого водорода можно будет использовать твердое вещество — гидрид, химическое соединение водорода с другими элементами. Итак, в будущем автолюбитель, отправляясь в путь, не станет заправлять бак бензином или устанавливать в машине тяжелые емкости со сжатым водородом. Он положит в емкости порошок гидрида, который при нагревании станет выделять необходимый двигателю водород.

Компромиссный путь решения вопроса избрали харьковские ученые: они создали автомобильный двигатель, работающий на смеси бензина и водорода \в пропорции 3% водорода, 97% бензи­на). При этом резко сократился выброс вредных компонентов в выхлопных газах. На холостом ходу, когда выхлоп наиболее токсичен, в цилиндры двигателя поступает чистый водород.

Мы говорим об отдаленном будущем. В ближайшие же годы основным горючим для автомобилей останется бензин.
 
Rambler's Top100