Чем мы дышим?

Легковой автомобиль застрял в пургу на дороге. Людям при­шлось ночевать вдали от дома. Чтобы не замерзнуть, они вклю­чили двигатель и уснули. Наутро водителя и пассажиров нашли мертвыми.

Что же случилось? Медицинская экспертиза установила: от­равление угарным газом.

Известно, что двигатель одного автомобиля выбрасывает в воздух за день множество вредных веществ.

Одного... А на земном шаре еще в 1950 году было 50 миллио­нов автомобилей; за последние 35 лет их число возросло в 8 раз. К 2000 году, по прогнозам специалистов, машин станет более 500 миллионов.

И все эти автомобили будут поглощать из атмосферы кисло­род и выбрасывать вредные вещества.

Огромное количество вредных веществ оставляют за собой движущиеся автомобили. Выхлопные газы, смешиваясь с густым туманом, образуют смог.

От. смога задыхаются жители Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Токио и особенно Лос-Анджелеса. В этом американском горо­де по заявлению официальных властей задымленность в отдельные дни приобретает катастрофические размеры. Выход? Его видят в том, чтобы ограничить продажу бензина, или в снабжении населения противогазами.

Крупные города — в постоянной дымке.

В ней нет ничего загадочного и тем более привлекательного. Эта дымка зловещая.

Исследуя причину возникновения смога, метеорологи уста­новили, что ею является температурная инверсия — атмосферное явление, которое препятствует нормальной циркуляции воздуха. Обычно теплый воздух поднимается от земли в верхние холод­ные слои атмосферы, унося с собой значительную часть загряз­няющих воздух веществ. Но изредка слой теплого воздуха обра­зуется над холодным слоем вблизи от Земли; подобная инверсия не дает ядовитым выделениям, которые скапливаются непосред­ственно над Землей, подниматься вверх и там рассеиваться.

Печальный прогноз делает американский ученый Л. Д. Баттан в своей книге «Загрязненное небо»: «Одно из двух: или люди сде­лают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей».

Формулировка зловещая, но, увы, справедливая. Смог насы­щен канцерогенными веществами, которые вызывают у человека злокачественные опухоли. Смертность от рака легких в городах

США, Англии, даже Швейцарии, над которыми образуется смог, резко увеличилась.

Для человека особенно вредна окись углерода (угарный газ), ее же автомобили выбрасывают довольно много.

Первые признаки отравления — это головная боль, тошнота. Иногда, в тяжелых случаях, все кончается смертью.

А ведь кроме окиси углерода в выхлопных газах автомобиля много других вредных веществ, например окислов азота, углево­дородов, соединений свинца. Свинец входит в состав этиловой жидкости, которая в свою очередь является составной частью этилированного бензина, обладающего антидетонационной стой­костью. Этот бензин ядовит, и с ним необходимо весьма осторожно обращаться. Чтобы отличить его от обычного, этилированный бен­зин окрашивают в различные цвета: желтый, розовый, оранжево-красный, синий.

Свинец, содержащийся в этилированном бензине, попадает в отработанные газы и заражает атмосферу и почву. Поэтому в настоящее время наметилась тенденция отказа от применения этилированного бензина.

Предполагается к 1990 году в ФРГ, Англии и других западно­европейских странах прекратить производство свинцовых приса­док к бензину.

«...Проявить бдительность»


В нашей стране введен ГОСТ на содержание вредных при­месей в отработанных газах автомобилей.

Стандарт этот временный. Норма вредных газов будет постоян­но снижаться, и когда-нибудь на улицах наших городов появится автомобиль, выхлоп которого будет безвреден.

А пока... перенесемся в столицу нашей Родины Москву.

Там тоже много автомобилей. Но московский воздух чист. Вот что сказал однажды мэр города Нью-Йорка Джон Линдсей: «Москвичам страшно повезло, о чем они, видимо, даже не дога­дываются — у них прекрасный источник снабжения газом и пото­му, в частности, у вас в городе чистый воздух. Я бы пожелал москвичам вовремя проявить бдительность и не выпускать из-под контроля автомобиль, ограничить число машин в городе».

Ограничивают. Вокруг столицы нашей Родины построены кольцевые дороги, так что шоферу, который ведет машину, скажем, из Минска в Горький, не нужно ехать через центр города (ему просто запретят это сделать).
Москвичи умеют беречь свой город.

Поиски, поиски..

Когда-то мудрецы размышляли о создании вечного двигателя. Это были мечтатели. Сейчас тысячи ученых из многих стран, целые научно-исследовательские институты работают над проек­тами новых автомобильных двигателей. Главное условие: двига­тель не должен выбрасывать вредные для человека газы.

В последнее время некоторые зарубежные автомобилестрои­тельные компании стали изготавливать двигатели без карбюрато­ров. Топливо непосредственно впрыскивается в цилиндры двигате­ля. При этом электронная система управления обеспечивает точную его дозировку.

Очень заманчиво заставить двигатель работать на так назы­ваемых обедненных смесях, в которых бензина меньше, чем это нужно для полного сгорания. Однако обедненные смеси плохо воспламеняются.

Конструкторы заметили, что выхлопные газы становятся менее вредными, если воспламенение бензина происходит не сразу, а послойно.

Двигатель с послойным зажиганием был создан в 50-е годы на Горьковском автозаводе и получил название — двигатель форка - мерно - факельного зажигания. Его устанавливали на грузовых автомобилях ГАЗ-53-Ф. Затем начали конструировать подобный двигатель и для легковых автомобилей.

Двигателем с послойным зажиганием оснастили японские спе­циалисты известную модель легкового автомобиля «Хонда».

Появились газобаллонные автомобили. Вместо бензина топли­вом стали газы, которые обеспечивают двигателю менее токсичный выхлоп.

Однако пришлось возить громоздкие баллоны, возникли за­труднения с заправкой.

Тем не менее в Москве несколько тысяч грузовиков переведено на новый вид топлива сжиженный газ. И в других городах СССР грузовой транспорт будет постоянно переводиться на новый вид топлива.

Но проблема перевода автомобилей на газовое топливо оказа­лась совсем не простой. Очень удобен сжиженный газ. Однако легко сжижается лишь пропан-бутан. А он дефицитен,

У нас в стране в огромных количествах добывается природный газ, который сейчас поступает почти в каждый дом для бытовых нужд. Но природный газ не сжижается, точнее, его можно превра­щать в жидкое состояние лишь с помощью криогенной техники, т. е. путем глубокого охлаждения. А это сложнейшая проблема. Поэтому было принято решение использовать в автомобилях сжа­тый природный газ, который под большим давлением (до 250 атмосфер) хранится в очень прочных стальных баллонах. Уже начато серийное производство газобаллонных грузовых автомоби­лей ЗИЛ- 138А, ГАЗ-52-27.

Как будто бы все хорошо. Природный газ недорог и весьма безопасен. Но почему же тогда выпускаются только грузовые автомобили, работающие на сжатом газе? Ответ прост—вес газобаллонной аппаратуры настолько велик, что устанавливать ее на легковые автомобили просто невозможно.

Однако есть и другой, весьма оригинальный способ использо­вания природного газа. Уже испытан легковой автомобиль «Форд эскорт» с экспериментальным двигателем, работающим на природ­ном газе, находится под низким давлением. Газовый баллон заполняется активированным древесным углем, который адсорбирует (поглощает) природный газ, что позволяет при низ­ком давлении запасать в баллоне достаточное количество газа.
 
Rambler's Top100