Там, где кончается дорога

Дорога и автомобиль так тесно связаны в нашем сознании, что как-то не мыслятся друг без друга. Общая протяженность первоклассных трасс и скромных дорог, шоссе для движения транспорта в городах составляет во всем мире десятки миллионов километров.

Но ведь на нашей планете есть еще много мест, почти лишен­ных дорог (северные районы Сибири, бассейн реки Амазонки, Антарктида и т. д.).

Освоить эти труднодоступные области без надежного транс­порта нельзя.

«А вертолеты?»— спросите вы. Верно, они нередко выручают. Бывает, они просто незаменимы. Но использовать вертолеты вме­сто вездеходов в крупном масштабе просто не по-хозяйски: эти летающие машины слишком много сжигают горючего.

Представим, что где-то на севере Сибири открыли запасы очень нужной руды. Строительство железной дороги начато. Но когда еще она будет действовать? Да и саму дорогу без мощных автомобилей высокой проходимости не построить. Не будут же песок, гравий перевозить по воздуху! Значит, нужны везде­ходы.

Истина эта не новая. Десятки лет ученые, конструкторы работают над их созданием, Сейчас предпочтение отдается двум видам вездеходов — колесным и' гусеничным.

Последние имеют чрезвычайно высокую проходимость, но расходуют больше топлива, и гусеницы их недолговечны.

Итак, предпочтение колесу?

За колесными вездеходами большое будущее. Они уже находят широкое применение там, где бездорожье, снега. Но они обязаны отвечать трем главным условиям. Первое — на них необходимо устанавливать очень мощные моторы второе — они должны быть многоприводными, т. е. иметь не две ведущих колеса, а значительно больше. И последнее — на шина таких вездеходов нужны грунтозацепы. Иногда машины оснащаются и лебедками для самовытаскивания.

Есть и еще некоторые требования к колесным вездеходам большой просвет между дорогой и корпусом автомобиля, плав честь (чтобы преодолевать водные преграды) и высокая маневренность.

И само собой разумеется, колеса вездеходов должны иметь значительную опорную поверхность.

Выходит, чем больше и толще колеса, тем лучше? Отчасти это так.

Но и здесь должна быть мера. Колесо ведь можно сделать размером и с трехэтажный дом.

У современных вездеходов опорную поверхность увеличивают не за счет размеров колес, а регулированием давления воздуха в шинах. Чрезмерно большие колеса — излишний вес.

А если «подковать»?

Гололедица. Дорога как зеркало. Машины то и дело заносит. Что, если «вальсирующий» автомобиль наедет на встречную машину?

Столкновение — и автомобиль летит в кювет.

А вот лошадь, если вы понаблюдаете, довольно легко бежит по обледенелой дороге. Почему? Да только потому, что она под­кована. На копытах у нее железные подковы с шипами. Они-то и не дают лошади скользить. А что если?.. Вы уже, должно быть, догадались, к чему мы клоним? Неплохо бы «подковать» и авто­мобильные шины, а?

Сделаны уже определенные попытки. Использовали шипы.

Что из себя представляют такие шипы? Это стержни диамет­ром 5—8 мм и высотой 12—20 мм. На одной стороне шипа имеется шляпка, удерживающая его в шине. Другая сторона напоминает патрон. Только в этом случае в «гильзе» закрепляется не пуля, а вставка из очень твердого сплава для того, чтобы она меньше / изнашивалась от трения с дорогой. Выступает эта вставка из шины ч совсем чуть-чуть. Несмотря на свою твердость, шипы тем не менее 1$Јимерно через 20 ООО км пути выходят из строя.

На шине обычного вездехода 150—200, а спортивной машины 500—600 шипов.

Без таких шин гонщикам на зимних дорогах трудно достигнуть высоких результатов. Это, в частности, показали спортивные состязания в Финляндии и Швеции.

Сколько у автомобиля ведущих колес?


У обычных «Волги» или «Москвича», как вы знаете, два. Ав­томобили повышенной проходимости имеют четыре, шесть, а по­рой и восемь ведущих колес.

Самые известные вездеходы — это джипы. Машины такого типа довольно распространены. Только по американским лицензиям джипы выпускаются в 30 странах мира (в Турции, Филиппинах, Таиланде, Японии и других).

Они незаменимы в обширных аграрных районах] Джипы ис­пользуются и в армии.
 
Rambler's Top100