Пусть работает пар

Так решили люди, испробовав для движения экипажей мус­кульную силу и энергию пороха.

«Пороха?!»— удивитесь вы. Да, были и такие попытки. Летит же ядро, выстреленное из пушки. Почему бы не покатиться и экипажу?

Опыты остались опытами. Порох не хотел воспламеняться постепенно. Он вспыхивал весь сразу. Происходил взрыв.

Вот тогда (а дело происходило в XVIII веке) изобретатели и решили судьбу пара. Он не сразу стал послушным. А когда пар «усмирили», его энергию стали использовать и для движения автомобилей.

Правда, это длилось недолго. Появились двигатели внутрен­него сгорания.

Но идея использовать энергию пара не была забыта. Время от времени она снова пленяла умы автоконструкторов.

В годы второй мировой войны и послевоенные годы остро ощущалась нехватка бензина. В США, например, в 1944 году ввели распределение горючего по карточкам — 7,6 литра в неделю на один легковой автомобиль.

Тогда снова начали опыты с паром.

У нас на лесоразработках в те годы работал эксперименталь­ный паровой автомобиль (НАМИ-012). Топлива для него было достаточно: ведь паровик работал на деревянных чурках.

Выяснилось, что токсичность выхлопных газов паровых машин меньше, чем у двигателей внутреннего сгорания.

В настоящее время крупнейшие автомобильные компании проектируют новые паровые автомобили.

Значит ли это, что двигатель внутреннего сгорания автомобиля будет заменен паровой установкой? Думаем, что в обозримом будущем этого не случится. Ведь и двигатель внутреннего сгорания становится более совершенным — снижается расход горючего, все меньше токсичных газов выбрасывает он в атмосферу.

Идея Дизеля


В первых двигателях внутреннего сгорания сжатая топливно-воздушная смесь воспламенялась обычно электрической искрой. Экономичность таких двигателей зависела от степени сжатия. При большом сжатии возникала детонация (своего рода микро­взрыв), что сильно увеличивало нагрузку на основные детали двигателя.

Однажды немецкому инженеру Рудольфу Дизелю пришла в голову мысль: а что, если создать принципиально новый двигатель? Не надо думать, что Дизель тут же сел к столу, набросал чертеж и поставил точку. Нет, эта точка (мы имеем в виду завершение работы над новым двигателем) была поставлена много лет спустя. Ученому потребовались годы и годы, чтобы увидеть свое детище сильным, могучим — работающим. Этому была отдана вся жизнь.

В чем же суть изобретения немецкого ученого? Как работает дизель? Оказывается, при первом и втором тактах в двигатель засасывается воздух и сжимается там. Сжатие настолько сильное, что воздух нагревается. В это мгновение в камеру через форсунку поступает порция топлива. Соприкоснувшись с нагретым сжатым воздухом, топливо воспламеняется. Воспламеняется без электриче­ской искры.

Идея Дизеля оказалась плодотворной. Экономичные дизели широко применяются в автомобилестроении. Не только грузовики, но и легковые автомобили оснащаются ими. И в нашей стране идет непрерывный процесс дизелизации автотранспорта.

«Крути, крути, Гаврила...»

Такую фразу часто произносили лет 50—70 назад. А относилась она к шоферам, которые в поте лица заводили машину. Водители вставляли изогнутые железные рукояти в отверстие ниже радиато­ра, и начинались муки. Рывок, рывок... И ничего, мотор молчит. Рывок, рывок, рывок! Еще немного— и кажется, рука водителя будет вывихнута. Но вдруг под капотом машины будто чихнуло. Магнето наконец-то дало желанную искру. Она и воспламенила топливо.

Фу! Водитель облегченно вытирал со лба пот. И так до сле­дующей длительной остановки.

А иногда шофер падал на землю, падал, сбитый своей же машиной.

Это происходило в том случае, когда запуск двигателя про­изводился при включенной коробке передач. Автомобиль рыв­ком трогал с места и... Не потому ли первые «бодающиеся» авто­мобили звали «козлами»?

Но водитель оказывался на земле редко.

Гораздо чаще были возвратные удары заводной рукоятки. Она больно била по рукам. Да, запуск двигателя автомобиля был когда-то проблемой. И решалась она не одно десятилетие, пока не были созданы надеж­ные электростартеры.

 
Rambler's Top100