Возможно ли научное прогнозирование?

История автомобиля коротка: лишь 100 лет прошло со време­ни изготовления самоходных экипажей Бенца и Даймлера.

Но как неузнаваемо изменился автомобиль!

Даже не верится, что ему предсказывали недолгую жизнь. Считали, что автомобиль не сможет конкурировать с конным транспортом. Известен анекдотический случай, когда итальянец Джузеппе Питти, ярый противник автомобилизации, все свое со­стояние 1,5 миллиона лир завещал трем последним извозчикам Милана. Те, конечно, деньги получили, но сразу приобрели по... автомобилю.

Новый вид транспорта пытались запрещать, ставили всяче­ские препоны на пути его развития. Однако автомобили заполнили дороги нашей планеты. Сейчас, разумеется, уже не стоит вопрос: быть им или не быть? Вопрос стоит иначе: каким станет автомобиль через 10—15 или даже 50 лет?

Можно ли предвидеть, в каком направлении будет развиваться конструкция автомобиля? А почему бы и нет. История знает немало примеров, когда мечтатели или писатели-фантасты доволь­но точно предсказывали будущее.

Предвидение, или прогноз,— это одна из задач науки. И только наука на это может претендовать. Поэтому сейчас и развивается прогнозирование. Первоначально оно применялось в очень узких областях знаний: прогнозировали ход болезни, погоду и т. д. Однако в последние годы потребность в прогнозах распространи­лась и на различные научные и технические процессы.

Итак, каким будет автомобиль, например, в 2000 году?

Все крупные автомобильные заводы, научно-исследовательские институты уже сейчас занимаются определением основных контуров автомобиля будущего. Разрабатываются модели машин 1990- -2000 годов и даже модели XXI века.

На развитие конструкции автомобиля влияют в основном три фактора: требования потребителя, законы государства интересы завода-изготовителя.

Потребитель хочет получить автомобиль, который был бы надежен, комфортабелен, отвечал бы его эстетическим вкусам и имел отличные эксплуатационные свойства. К тому же автомобиль должен иметь доступную цену.

Государство, как правило, свои законы направляет на повы­шение безопасности движения, улучшение чистоты атмосферы городов и, конечно же, на сохранность дорог.

В наиболее сложном положении, как ни странно, находится завод-изготовитель. Он должен выпускать автомобили, имеющие минимальную себестоимость, но в то же время — высокого качества и отвечающие всем требованиям законов. 7 Итак, чтобы прогнозировать конструкцию будущего автомо­биля, надо изучать запросы потребителей, знать законы государств и даже учитывать возможность появления новых законов. Но этого мало. Необходимо предвидеть развитие конструкций автомобильных узлов, возможность появления нового вида топ­лива, а также новых материалов.

: Итак, можно ли сейчас предвидеть те направления, по которым станет развиваться конструкция автомобиля будущего? Да, мож­но. Их, направлений, много.
Главное — это повышение экономичности, безопасности, ком­фортабельности, надежности и долговечности

Помогает ЭВМ


Электронная техника сначала робко, а затем все смелее и смелее стала внедряться в конструкцию автомобиля. Сейчас уже можно говорить о начавшейся микропроцессорной революции, которая властно изменит не только конструкцию автомобиля, но и способы его проектирования и производства.

Применение микропроцессорной техники позволило решить многие вопросы комфортабельности, безопасности и экономично­сти машин — без новой техники это сделать было бы невоз­можно.

Микропроцессоры позволяют размещать на автомобиле ком­пактные бортовые ЭВМ, которые могут выполнять функции конт­роля и управления.

Вам приходилось, конечно, любоваться новыми легковыми ав­томобилями. Кузова у них идеально ровные, блестящие. Добиться такого качества весьма сложно.

Над разработкой проектов автомобилей обычно работают сотни Высококвалифицированных конструкторов. Часть работы выполняют ЭВМ. А в будущем доля их участия в этом деле неизмеримо взрастет.

ЭВМ станет делать не только сложнейшие инженерные расчеты, го также чертить и даже разрабатывать технологические процессы зготовления деталей и сборки узлов.

Уже сейчас автомобильные заводы США, Японии, Западной

Европы, а также СССР все в больших масштабах применяют системы автоматизированного проектирования (САПР). Но раз­работка всего автомобилях помощью САПР пока не производится. Это дело будущего. Вместе с тем в этЪй области делается сейчас много. Например, при проектировании модели «Понтиак-Фиеро» САПР разработала двигатель, панели, кузова, подвеску. Компания «Форд» планирует уже к концу 80-х годов с помощью САПР выпол­нять не менее 90% инженерно-конструкторских работ. И, по мне­нию специалистов, через 20 лет процесс проектирования автомоби­лей будет обходиться почти без кульманов и чертежей.

В чем сущность системы автоматизированного проектирова­ния? Проще всего ее можно раскрыть на примере проектирования кузовных панелей. Конструкторы — их в этом случае называют дизайнерами — создают чертежи общих контуров кузова. (Пока обойтись в этом случае без творческой деятельности человека нельзя). Так вот по этим данным в определенном масштабе (например, 1:5) изготавливается пластилиновая модель автомоби­ля. С помощью специального устройства она обмеряется, получен­ная информация переводится в цифровую форму, позволяющую создать математическую модель будущего кузова. Конструктор может ее оперативно корректировать.

Графопостроитель выполняет чертежи кузова, по которым он делается в натуральную величину. Следующий этап — это выпол­нение рабочих чертежей с указанием всех видов и размеров для изготовления штампов.

Такая САПР осваивается сейчас на ВАЗе и других автомобиль­ных заводах нашей страны. Система предусматривает широкое применение ЭВМ, в частности для инженерных расчетов и испыта­ний автомобиля.

Дисплеи1 в сочетании с ЭВМ были, например, использованы концерном «Форд» даже для определения величины коэффициента лобового сопротивления автомобиля. В этом случае обошлись без дорогостоящих испытаний в аэродинамической трубе.

Таким образом, открывается совершенно новая возможность удешевления и сокращения сроков проектирования автомобиля.

Ив производстве автомобилей электроника будет иметь все большее и большее значение.

Вам, по всей вероятности, приходилось уже читать о роботах.

Они могут иметь конечности, глаза, способны передвигаться. Такие роботы эффектны, они похожи на людей и поражают во­ображение.

Но есть и другие роботы, которые не напоминают человека. Они неоценимые помощники на атомных электростанциях, они трудятся на предприятиях, в частности автомобильной промыш­ленности. Так, роботы-автоматы на многих отечественных и зару­бежных автозаводах выполняют самые тяжелые работы.

Люди от долгого напряжения устают. А робот, действующий по определенной программе, неутомим: он может работать даже три смены подряд. К тому же весьма производительно, причем на самых разнообразных операциях: ковке металлов, их сварке, литье, окрашивании поверхностей и т. д. К слову, окраску кузова робот может производить сразу со всех сторон. И не сходя с места.

Его возможности во много превосходят человеческие. Речь идет, разумеется, о процессах нетворческих.

Машина соперничает с человеком. «Но чувствовать-то она не может»,— скажете вы. Представьте себе, может. Роботы оснаща­ются органами чувств — датчиками, которые сигнализируют обо всех неполадках.

Дорого стоят такие умные машины. Но руководители автомо­бильных предприятий не останавливаются перед расходами. Осо­бенно широко использует роботов американская компания «Дже­нерал моторе».

Широко применяются роботы в Японии, в СССР, а также в других странах социализма.

В автомобильной промышленности все более широко исполь­зуются автоматические линии, создаются целые автоматические участки и цеха. Но и этого мало. Начинают разрабатываться проекты автоматизированных предприятий и заводов, на которых почти не будет людей.

Так, на АЗЛК создается производство автомобилей, базирую­щееся на гибкой технологии; предусматривается широкое приме­нение роботов, автоматизированных управляющих комплексов, что дает возможность оперативно, за 2—3 года освоить выпуск целой гаммы моделей машин.

Решено, что такая технология будет внедрена, в частности, для производства переднеприводных легковых автомобилей «Москвич-2141».

В XII пятилетке намечено также создать высокоавтоматизи­рованное производство на Горьковском автозаводе. Количество автоматических линий здесь возрастет в 2,4 раза. Производство деталей, штампуемых из листового материала, будет вестись почти без участия человека.

Монотонный и утомительный труд при сварке, окраске и частич­но при сборке возьмут на себя роботы.

Электронные устройства в автомобиле

Уже в современных автомобилях широко применяют электрон­ные приборы: электронное зажигание, электронные системы управ­ления впрыском бензина, электронные противоугонные устройства и т. д. В автомобилях будущего количество электронной аппарату­ры неизмеримо увеличится. Электронные приборы повысят ком­фортабельность и безопасность автомобиля, экономичность двига­теля и даже позволят уменьшить массу машины.

Эти электронные помощники сами без вмешательства челове­ка определят состояние автомобиля во время его движения, дадут всю необходимую информацию шоферу. Сейчас водитель в пути о многом лишь догадывается. А как хорошо бы ему сразу, не останавливая машину, получить всю информацию. Плохо работает мотор? Но отчего? Может, засорился карбюратор? А шины? Как надежно наполнены они воздухом? Реагирование радара должно быть избирательным. Над этим и работают сейчас конструкторы.

Они уже пытаются применить ультразвуковые и лазерные установки для предупреждения водителя о грозящей опасности.

Но дело ведь не только в установке каких-то устройств в автомобиле и на дороге.

Необходимо будет решить и некоторые правовые вопросы: кто, скажем, станет отвечать за аварию, совершенную водителем-автоматом?

В недалеком будущем надзор за состоянием всех узлов авто­мобиля станет вести миниатюрная ЭВМ.

Электроника поможет ив управлении автомобилем. Оно станет автоматическим.
 
Rambler's Top100