Автомобиль... на земном притяжении

Начало автомобильным соревнованиям положили состязания, которые были организованы в 1894 году французской газетой «Пети Журнал» по маршруту Париж—Руан—Париж. Это не были гонки в нашем понимании; по условиям соревнования автомобили должны были «быть безопасными, легко управляемыми и эконо­мичными». Конкуренты обязаны были выдержать норму средней скорости от 16 до 17 км/ч. Однако перед самым стартом и эту норму снизили до 12,5 км/ч.

Какие же автомобили участвовали в соревновании? Самые разнообразные — 102 машины! По тем временам совсем немало. И самое интересное, что автомобили были с не совсем обычными двигателями. Кроме бензиновых и паровых старт принимали элек­трические, педальные, рычажные и даже, как уверяли конструкто­ры уникумов, автомобили, работающие на «сжатой воде» и «силе земного притяжения» (это совершенно бредовая идея!).

Кстати, последние, как, впрочем, и половина всех других авто­мобилей, так и не смогли тронуться с места.

Те состязания, пожалуй, можно отнести к разряду ралли, так как участники ехали, соблюдая заранее объявленный график движения, и делали остановку для завтрака.
Все машины, которые должны были взять старт, предвари­тельно экспонировались в специальном помещении.

Таким образом, в 1894 году была устроена и первая автомо­бильная выставка.

«Это безумие...»

Во Франции есть памятник, на котором высечены эти слова. Принадлежат они французскому гонщику Левассору, который первым пришел на гонках по маршруту Париж—Бордо—Париж. Полная же надпись такова: «Это безумие — я делал 24 километра в час!»

Не надо снисходительно улыбаться: гонки происходили ведь на заре автомобилестроения, в 1895 году.

С этого времени число соревнований стало стремительно расти. Если в начале века спортивные соревнования исчислялись десят­ками, то в настоящее время (учитывая и состязания местного значения) в мире ежегодно проводятся тысячи гонок.

В 1895 году во Франции был создан первый в мире Автомо­бильный клуб (АКФ), сыгравший видную роль в развитии автомо­бильного спорта.

Десять лет спустя была организована международная органи­зация — Интернациональная ассоциация признанных автомо­бильных клубов, которая затем преобразована в Интернацио­нальную автомобильную федерацию (ФИА).

Сначала соревнования проводились на трассах, проходящих между крупными городами: Париж — Амстердам, Париж — Тулуза и т. д.

Гонки Париж—Мадрид, состоявшиеся в начале века, стали переломными в истории автомобильного спорта. В соревнованиях приняли участие 224 автомобиля. Средняя скорость их составляла около 100 км/ч.

Да, скорости возросли, участились и несчастные случаи. Све­дения о них непрерывно поступали в Париж. Это побудило фран­цузское правительство издать специальное постановление об окончании гонок в Бордо. Следственная комиссия, назначенная парламентом, пришла к единодушному заключению, что соревно­вания на дорогах между городами представляют собой опасную форму автомобильных состязаний. Поэтому начиная с 1903 года.

Рекорды

Гонки для определения максимальной скорости и установления абсолютного рекорда скорости на дистанции один километр с хода начали устраивать с 1898 года.

Развитие автомобильных соревнований потребовало разной окраски гоночных автомобилей. Французским автомобилям был присвоен синий цвет, английским — зеленый, немецким — белый, итальянским — красный. Представители других стран использова­ли комбинации двух цветов. Такая окраска стала традиционной и сохранилась почти без изменений до настоящего времени.

«Едва ли найдется такая тройка...»

В России автомобильные гонки состоялись впервые в 1898 году по маршруту станция Александровская—Стрельня—Александров­ская (дистанция 39 верст). Лидировал П. Беляев на трицикле (трехколесном автомобиле) «Клеман», который имел вес 75 кг и двигатель «Де Дион-Бутон» мощностью 1,75 л. с. Средняя скорость победителя — 24,5 версты в час.

Соревнования были организованы редакцией журнала «Само­кат» и Обществом велосипедной езды. Вот что писал об этих Соревнованиях П. Орловский в издаваемом им журнале «Само­кат»: «Едва ли найдется такая тройка, которая могла бы проска­кать со скоростью 24,5 версты в час со станции Александровской в Стрельню и обратно».

Год спустя состоялись соревнования на более длинные дистан­ции, на которых проверялась выносливость автомобилей. В авто­пробеге Петербург—Москва победу одержал Л. Мази, который прошел 650 верст за 26 часов 57 минут. Это совсем неплохое время, если учесть все трудности, которые встретились на его пути,— это и тучи пыли, и горбатые мостики, и переправы на паромах, и частые проколы покрышек.

В дальнейшем скорости автомобилей на соревнованиях быстро возрастали. В 1908 году в гонках по маршруту Петербург-Москва средняя скорость, достигнутая победителем соревнования В. Эмери на автомобиле «Бенц», составила уже 82 км/ч.

На автомобильных гонках показал свое мастерство ряд вы­дающихся русских спортсменов; некоторые из них участвовали в соревнованиях на отечественных автомобилях «Руссо-Балт». Так, гонщик Иванов достиг в 1913 году на автомобиле этой марки скорости 129 км/ч —на дистанции одна верста с хода. А. Ф. Хернер в том же году достиг скорости 201 км/ч.

Первый абсолютный рекорд скорости был установлен в 1898 го­ду гонщиком Шасслу Лоба на электромобиле «Жанто»—63,15 км/ч. Кстати, рекорд официально зарегистрирован.

В следующем году Камилл Иенатци на электромобиле достиг 105,8 км/ч, впервые преодолев стокилометровый рубеж скорости. Его машина имела романтическое название «Вега». Кузов у нее был обтекаемый. Сейчас этот знаменитый электромобиль находит­ся в музее г. Компьена (Франция).

В 1902 году Л. Серполле на паровом автомобиле собственной конструкции достиг скорости 120 км/ч. А в 1903 году большего успеха добился Б. Ольдфильд на автомобиле «Форд» (147,01 км/ч). Новый рекорд установил в 1911 году Р. Бурман на автомо­биле фирмы «Бенц»—228,04 км/ч.

За 300 километров «шагнул» в 1927 году гонщик X. О. Д. Сиг-рев на автомобиле «Санбим» (327,89 км/ч).

Четырехсоткилометровый рубеж скорости был превзойден гонщиком М. Кэмпбеллом на автомобиле «Непир-Кэмпбелл» в 1932 году (408,63 км/ч), а пятисоткилометровый — в 1937 году Джоном Айстоном на автомобиле «Роллс-Ройс-Айстон» (502,43 км/ч).

 
Rambler's Top100