От тысяч к миллионам

С тех древнейших времен, когда было придумано колесо, люди мечтали о быстрой езде. Они запрягали в повозки лошадей, ослов, верблюдов. Но этого было мало. Ученые в прошлом мечтали о «самобеглых колясках». Поиски были долгими. Результат их заме­чателен: ныне мало мест на земном шаре, где бы не появлялся автомобиль. Наш "друг автомобиль не только ездит по шоссе и проселкам, он научился преодолевать глубокие снега и бездо­рожье, плавать и даже летать.

Еще в начале текущего столетия во всех странах мира насчи­тывалось всего несколько тысяч автомобилей. А сейчас их около 400 миллионов. К тому же ежегодно заводы всех стран изготавли­вают почти 40 миллионов автомобилей.

Как произошел автомобиль?

Ответить на этот вопрос не так-то просто. Изобретателей было множество: ведь автомобиль не пришел к нам сразу как нечто готовое. Он что-то заимствовал из транспорта прошлого, из других областей техники. Например, коробка передач была известна в начале XIX века, она устанавливалась на металлорежущих стан­ках. В конце концов даже безымянный изобретатель колеса для обычной конной повозки может быть зачислен в ряд создателей автомобиля. С определенной натяжкой, конечно. Ибо без колес нет и автомобиля.

Сначала повозки, как мы уже говорили, передвигались с по­мощью животных. Затем решили «запрячь» ветер. Ведь парус позволял кораблям развивать хорошие скорости. Почему бы его не использовать и на суше? Первые такие попытки известны с глу­бокой древности. Египтяне за 20 веков до нашей эры — это значит почти 4000 лет тому назад — ставили паруса на колесницы. Затем, спустя много столетий, в 1472 году итальянец Вальтурио придумал боевую повозку-«мельницу». Да, она очень напоминала ветряк. Правда, крылья были не спереди, а сбоку. Через зубчатую передачу ; они вращали колеса повозки.

Скорость, конечно, если погода была ветреная, такая установка; давала бы неплохую. Но и неудобств от нее было бы тоже достаточно. Хорошо, если повозка на дороге одна, а если их десяток, два, три... И все машут огромными лопастями. Дорога преврати­лась бы в непроезжую.

Однако попытки использовать силу ветра для движения колес­ных экипажей продолжаются вплоть до наших дней. Несколько лет назад специально снаряженная экспедиция пересекла Сахару на парусных повозках, пройдя за месяц 3000 км. Растет число технически обоснованных предложений по использованию ветра как дополнительной движущей силы автомобиля. В 1978 году в США запатентован легковой автомобиль, оснащенный помимо основного двигателя вертикальными аэродинамическими плоскос­тями— крыльями.

Пытались использовать для движения повозки мускульную силу человека. Сохранились эскизы «самобеглой коляски» знаме­нитого итальянского ученого, изобретателя, живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Были и другие проекты, не полу­чившие широкого распространения.

Странная история.

И у нас, в России, делались попытки создания «самобеглой коляски». В 1741 году механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков послал в Нижегородскую губернскую канцелярию «доношенье» в сенат. Писал его некто Федор Родионов — сам Шамшуренков был неграмотен.

И тут произошла история, достойная бюрократического строя. На Шамшуренкова было заведено дело. А произошло все из-за бумажной ошибки. Племянник Шамшуренкова, перебеляя «доно­шенье», перечеркнул в черновике титул императрицы. Но надо же было тому случиться, что именно этот черновик и попал в руки царских чиновников. Началась бюрократическая свара. Шамшу­ренкова обвинили в «помарании царского титла».

Представьте себе Россию того времени. Бедные деревни, весной и осенью — грязь по колено. Да и в городах мостовых было не так уж много.

И вот механик-самоучка работает при свете воскового огарка над созданием «самобеглой коляски».

Он думал о будущем, думал о том, как преобразить транспорт своей страны и... попал в тюрьму.

Годы и годы проходили в заключении. Лишь 21 июня 1751 года московская сенатская контора обратилась в Санкт-Петербург с запросом по предложению Шамшуренкова. В сопровождении сол­дата изобретателя отправили из Нижнего Новгорода в столицу. Коляску мощностью в две человеческие силы (в движение ее, вращая ворот, приводили двое мужиков) наконец-то построили, она развивала скорость 15 км/ч. Шамшуренкову выдали из казны 50 рублей наградных и отправили на ямской подводе на родину.

Все на этом и кончилось.

Свою лепту в создание «самобеглых колясок» вложил и замечательный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин. Не ста­нем вдаваться в подробности. Хотя об одной следует упомянуть — у изготовленной им повозки - самокатки почти все элементы шасси будущего автомобиля.

Лишь в 1814 году немецким инженером Карлом Дрезом была построена «беговая машина», которую двигала мускульная сила человека. Впоследствии такие повозки назвали дрезинами.

А велосипед? Он ведь тоже движется благодаря мускульной силе человека. Одним из первых велосипед создал русский кре­стьянин Артамонов. Сейчас во всем мире велосипедов миллионы. В некоторых странах, например в Голландии, велосипед является массовым средством передвижения. И у него все больше и больше сторонников: нет отработанных газов, расходов на бензин, к тому же человек получает необходимую физическую нагрузку.

В Японии и ряде других стран даже начали выпускать «педикары» - своего рода гибрид автомобиля и велосипеда, нечто вроде детского педального автомобиля.

Педикар вмещает одного взрослого человека и ребенка или. небольшой багаж. Скорость его 10—15 км/ч.

...И все же истинное рождение автомобиля можно отнести к тому времени, когда были созданы механические двигатели. Пер­вым таким двигателем была паровая машина.
 
Rambler's Top100